Номер 25 (1557), 2.09.2021

ДВОЕЧНИКОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Так считает педагог Наталия Сопрунова, которая поделилась своим опытом и мыслями с сайтом МЕЛ. То образование, которое сегодня дают детям во многих школах, нужно менять, поскольку оно пропитано советскими традициями преподавания и слишком сильно отстало от современности.

Забудьте про уроки по сценариям из методичек. Потому что план урока из книжки не ваш, а чей-то чужой. Воспроизводить его так, как он расписан, по минутам, абсолютно бессмысленно. С первого своего рабочего дня я провожу уроки так, как комфортно мне и детям. Выходит намного интереснее и продуктивнее. Я не готовлюсь к урокам специально, не расписываю план. Ориентируюсь только на ощущения учеников, на их вопросы. А если какая-то тема им пока еще непонятна, мы отодвигаем ее до лучших времен.

Найдите себе единомышленников. Ходите на уроки к другим учителям и смотрите, к каким методам преподавания они прибегают, как на это реагируют дети.

Никогда не называйте учеников двоечниками. Их не существует. Это стереотип. Такое слово надо стереть из сознания людей, работающих с детьми. Есть дети, которые в данный момент чего-то не понимают. И задача педагога — дать возможность абсолютно каждому ребёнку достичь максимально возможного для него успеха в предмете. Это ужасно трудно, потому что в классе много детей. И все они очень разные. Но учитель — это немного дирижер большого оркестра, который либо делает акцент на сильных, и тогда мы никогда не услышим настоящую гармонию, либо даёт возможность звучать всем. В этом заключается моё личное профессиональное счастье.

Вглядывайтесь в лица детей. Нащупывайте, что именно им сейчас непонятно и трудно, делайте первые шаги вместе с учениками. Пускай те, кто сейчас, на данный момент, увереннее и успешнее, помогают тем, кто чего-то не понимает. Задача преподавателя не натренировать лучших, а вложиться в каждого. В этом и состоит профессиональный успех.

В нашей школе разработана, на мой взгляд, оптимальная система: мы оцениваем детей текстами. Мы пишем детям и их родителям даже не о том, что они умеют, с чем у них бывают трудности. Мы даем индивидуальные рекомендации каждому ребенку по каждому актуальному на тот момент навыку в каждом предмете.

Учителя не должны оканчивать педагогические институты. Потому что туда по большей части идут люди, которые набрали небольшое количество баллов на ЕГЭ и совершенно не заинтересованы в профессии.

Что должно быть? Два года магистерской программы при каждой специальности в университетах — на ней будут учить психологии разных возрастов, театральному искусству, ведь любой педагог должен уметь держаться перед аудиторией, чувствовать себя свободно.

Кроме того, при знакомстве с профессией важно проводить работу с будущими учителями в школах. Сначала студенты будут смотреть уроки других учителей. Дальше — семинарские занятия с обсуждением записанного урока, покадрово обсуждаются реакции детей, заданные ими вопросы, предложенные ответы. И, конечно, обучение методикам, чтобы будущий педагог имел представление о разных способах подачи информации.