Номер 10 (1499), 19.03.2020

И ЭТО ВСЕ — О НЕМ...

В разные годы не раз доводилось общаться с людьми, которые были знакомы, работали, дружили с Утёсовым. Из их воспоминаний сложилась эта мозаика.

Оскар ФЕЛЬЦМАН — композитор, народный артист РСФСР:

— Имя Утёсова для нас, мальчишек тридцатых годов, обладало особой трогательностью, тем более после выхода на экраны "Веселых ребят". Вспоминаю, с какой гордостью Эмиль Гилельс, с которым мы учились в школе имени Столярского, рассказывал, как в Москве посчастливилось слушать оркестр Утёсова и даже разговаривать с самим Леонидом Осиповичем.

Лев БАРАШКОВ — актер, эстрадный певец, заслуженный артист РСФСР:

— Я очень хорошо запомнил один случай.

17 января 1965 года во время гастролей в Ленинграде я узнал, что разбился летчик Игорь Кравцов, с которым мы подружились на съемках фильма "Им покоряется небо". После концерта я пришел к Леониду Осиповичу и сказал: "Я читал, что актеры даже в день смерти матери выходят на сцену, но у меня погиб друг, и я хочу, чтобы вы меня отпустили".

— Конечно, надо ехать, — не раздумывая, сказал Утёсов. Он понял мое состояние. — А я спою пару лишних песен вместо твоего выхода.

Бедрос КИРКОРОВ — певец, народный артист РФ:

— С Утёсовым я познакомился в 1966 году. Тогда была сформирована эстрадная программа "Мелодия друзей", в которой участвовали артисты из всех социалистических стран. Аккомпанировал нам оркестр Утёсова.

В том же году я заканчивал ГИТИС, и по закону в течение 15 дней после получения диплома должен был покинуть Советский Союз. На тот момент я уже был женат и хотел остаться в России. Обратился за помощью к Утёсову. Хотя иностранных певцов на работу принимать было нельзя, но Утёсов объяснил ситуацию в Министерстве культуры, и мне продлили пребывание в СССР еще на год. Утёсов оставил меня в своем оркестре. Как я узнал позже, он не имел права мне платить более 200 рублей в месяц, но Леонид Осипович добавлял мне из своего гонорара еще 200, и таким образом я получал 400 рублей — очень хорошие деньги по тем временам.

Владимир ПОДГОРОДИНСКИЙ — режиссер, заслуженный деятель искусств РФ:

— В конце 1970-х я создал в Одессе на базе Дворца культуры политехнического института Музыкальный Молодежный театр, где поставил рок-оперы одесских авторов Евгения Лапейко и Леонида Волоха "Девушка и смерть", "Голос Аэлиты". Эти спектакли стали моей дипломной работой в ГИТИСе. Мы привезли их в Москву. Очень хотели пригласить Утёсова, но как до него добраться? Узнали, что в эти дни Утёсов выступает в ГИТИСе. Конечно, пошли на его выступление. Я помню, как встречать его вышел весь ГИТИС, на руках подняли на сцену. Он очень интересно рассказывал, хотя уже не мог долго стоять на сцене. И вот, когда студенты понесли его обратно, мы решили действовать. Я крикнул: "Я из Одессы, Леонид Осипович". Он услышал и сказал: "Приходите завтра в 12", назвал адрес. Мы пришли, я рассказал Леониду Осиповичу о нашем театре. Он спросил: "Музыка есть?" Я поставил кассету. Он слушал минуты три и воскликнул:

— Да это же Теа-джаз! — в его устах это была высшая похвала.

Владимир КАЧАН — актер, народный артист РФ:

Когда Леониду Осиповичу исполнилось 85 лет, он ждал, что его наградят званием Герой Социалистического Труда, а получил только орден Октябрьской революции. Я, Певзнер и Вашек Скраубе пришли его поздравить, но Утёсов почти плакал. Он ждал этого Героя с детским азартом, утром скупил газеты во всех ближайших киосках, чтобы прочесть, что его наградили, и вдруг читает, что награда — орден Октябрьской революции. Его успокоил Певзнер:

— Леонид Осипович, что вы жалуетесь? Героя получают и доярки, и шахтеры, а вы вторым получили орден Великой Октябрьской Социалистической революции.

— А кто был первый? — ревниво спросил Утёсов.

— Как кто? Крейсер "Аврора".

Полная версия — в книге "Леонид Утёсов": вне сплетен и легенд".