Номер 08 (1497), 5.03.2020

КИТАЙСКИЙ УРОК ДЛЯ УКРАИНСКОЙ РЕФОРМЫ

Почему китайское здравоохранение было не готово к эпидемии коронавируса — разъясняет обозреватель Александр Журавлёв из Московского Центра Карнеги. Приводим фрагменты из этой статьи, поскольку многие проблемы характерны и для реформируемой украинской системы здравоохранения.

Модернизация последних десяти лет не решила всех проблем в китайской системе здравоохранения. Среди главных: низкие зарплаты медработников, проблемы с доступом к первичной медицинской помощи, низкая квалификация терапевтов, разрыв в качестве медобслуживания между городом и деревней.

Только в 1998 году в Китае появилась обязательная система медицинского страхования для работающих в городах китайцев — 6% зарплаты выплачивал работодатель, а еще 2 % — сам работник. В 2003-м была введена оплачиваемая государством базовая медстраховка для сельских жителей, а в 2007 году появилась аналогичная опция для безработных горожан. В 2016 году было принято решение создать единую страховую систему для всех жителей — и сельских, и городских. Впрочем, китайская государственная страховка и сегодня не покрывает часть важных лекарств и процедур. По данным Всемирного банка, в 2016 году в Китае 36 % общих расходов на медицину приходилось на личные расходы граждан. Это означает, что каждый третий юань в медицинских счетах китайцы оплачивают из собственного кармана, не прибегая к помощи государства или страховых компаний. 36 % — большое достижение по сравнению с показателями двадцатилетней давности (тогда личные расходы составляли 60 %). Но это по-прежнему далеко от уровня западных стран: во Франции, Германии и США этот показатель не превышает 15 %.

Уильям Сяо, профессор Школы здравоохранения Гарварда, утверждает, что китайская государственная страховка обычно покрывает стационарное, но не амбулаторное обслуживание. Из-за этого врачи госпитализируют пациентов даже тогда, когда в этом нет необходимости, а уровень госпитализации на тысячу человек в Китае — один из самых высоких в мире.

Китайские больницы, стремительно теряющие госфинансирование, ищут новые способы остаться на плаву. Если в 1980-е доля госсубсидий составляла примерно 60 % доходов медучреждений, то уже к 2009 году эта цифра сократилась до 11 %. В качестве компенсации поликлиникам разрешили продавать лекарства с наценкой 15 %. Чтобы заработать деньги, больницы нередко выписывали больше лекарств, чем было необходимо пациенту, или вынуждали оплачивать более дорогие препараты. Так что к 2009 году выручка от продажи лекарств составляла 42 % от общих доходов. Только после 2009 года запрет на продажу лекарств с наценкой постепенно стал общенациональным, сначала затронув учреждения первичной медицинской помощи.

На качество системы здравоохранения Китая влияет и разница в развитии регионов страны. Врачи по-прежнему предпочитают работать в городах из-за более высоких зарплат. В результате сельские жители — а это около 40 % населения — остаются без качественной медицинской помощи. Одна из причин — невысокие зарплаты в медицинской сфере. Младшие медицинские специалисты в среднем зарабатывают 4850 юаней в месяц (около 17000 гривен), что значительно меньше, чем средняя зарплата в крупнейших китайских городах (около 8500 юаней — 29500 гривен).

Нехватка специалистов при низких зарплатах неизбежно приводит к коррупции. Традиционные "красные конверты", в которых пациенты передают взятки врачам, были запрещены в 2014 году, но по-прежнему остаются распространенной практикой в больницах. Повсеместная коррупция, в свою очередь, ведет к тому, что люди не доверяют врачам, из-за чего особенно страдает система первичной медицинской помощи.

Китаю не хватает квалифицированных врачей общей практики, способных справиться с распространенными заболеваниями. Сегодня в Китае общество обычно предпочитает сразу искать помощи у специалистов, минуя врачей общей практики. Большое количество людей с пустяковыми заболеваниями создают очереди и приводят к неэффективному расходу ресурсов. Недавний опрос врачей в одном из крупнейших китайских медицинских центров показал, что жалобы 75 % их пациентов не требовали вмешательства специалистов столь высокого уровня.

Эпидемия коронавируса продемонстрировала, к чему может привести такой дисбаланс в случае кризиса: люди часами стояли в очереди, чтобы получить медицинскую помощь, а некоторые заболевшие не смогли получить помощь в стационаре из-за нехватки коек в больницах. Кроме того, столь масштабная вспышка вируса могла произойти как раз потому, что первые заболевшие просто не обратились за медицинской помощью вовремя, чтобы избежать многочасовых очередей и непременных подношений врачам.