Номер 07 (1496), 27.02.2020

Михаил РЫБАК

Записки на перфорации

Мы продолжаем публикацию серии материалов, посвященных 90-летию заслуженного журналиста Украины Михаила Рыбака.

На фото этой полосы — мастер за работой в 60–70-е годы.


В колхозе

Конечно же, на перфорации фотопленки ничего не напишешь, а фотоаппарат все-таки основное оружие фоторепортера. Однако в фотожурналистике нет безымянных лиц, да и события, информации сопровождаются хоть небольшими подтекстовками. Но это могут быть и более обширные текстовые зарисовки, репортажные или очерковые тексты. Поэтому параллельно с фотопленкой заполняются страницы неизменного спутника фоторепортера — блокнота. А когда записываешь в блокнот, многое остается в памяти иногда на годы, десятилетия. Срабатывает так называемая "зрительная память" — профессиональная черта фоторепортера.


С Натальей Герасименко

Иной раз встречаю на улице человека, и лицо его кажется знакомым, а потом вдруг вспоминаю, что лет 15–20 назад он был героем моего фоторепортажа как активный рационализатор, или лучший по профессии, или хирург, исполнивший необыкновенную операцию, или, может быть, водолазный инструктор, руководитель кружка авиамоделистов, тренер по гимнастике, борьбе — да мало ли кто из тех тысяч персонажей, которые побывали, пройдя через объектив, на фотопленке, на страницах блокнота. "Записки фоторепортера" начинались с отдельных очерков-рассказов о встречах с людьми, событиях, в которых принимал участие, которые освещал в газетах, журналах, или, как их сейчас коротко называют, СМИ.


На стадионе

В 60–80-е годы, когда фотожурналистика была в почете, а фотографии украшали каждую газетную полосу, я вошел в эту бурную жизнь, в этот бурлящий поток информации с необыкновенным интересом. С жадностью набрасывался на каждую новую тему и прежде всего познавал сам, ибо, не понимая предмета, невозможно донести его до читателя, а он-то (читатель) отличается и возрастом, и профессией, интеллектом, интересами, а газета должна быть доступна каждому, каждый должен ее понимать и получать какую-то информацию.

В операционной

Меня увлекла широкая возможность информации изобразительной, которая может вызвать интерес и эстетический. Ведь любое событие можно показать по-разному. Хотелось, чтобы это было зрелищно, а значит, не просто фиксировать сам факт, а искать необычный ракурс, самую выгодную точку съемки, использовать удачно объектив, его фокусное расстояние. И не только в технике дело.

Я ведь до работы в газете не имел понятия, как убирают пшеницу, как выпекают хлеб, собирают станки, изготовляют для них детали, как варят сталь, готовят консервы, как оперируют хирурги, какие функции на теплоходе выполняют матросы и боцман, как прокладывают курс судоводители и управляют с капитанского мостика машиной. Все хотелось увидеть, всюду сделать интересный снимок (отличный от тех, которые уже видел в газетах на эти же темы). И потому даже в первые годы работы, выполняя конкретные задания редакции, искал что-то свое, что-то новое. Подолгу оставался даже после съемки в заводских цехах, научно-исследовательских лабораториях, да мало ли где еще, чтобы снова и снова увидеть, "как это делается", и часто, наблюдая, продолжал фотографировать, когда люди уже забыли о моем присутствии и входили в свой обычный ритм движения, лица у них уже были раскованны, а значит, предельно естественны. Так и рождались жанровые портреты, где каждая деталь подчеркивала и характер, и привычки конкретного человека. А потом в блокнот заносились многие подробности, которые выспрашивал и у начальника, и у простого рабочего, ибо только так можно постичь истину. Этих блокнотов накопилось более двухсот, они помогают и сегодня вспомнить до мельчайших подробностей события давно минувших дней.

Хочется, чтобы эти "Записки" помогли читателю понять суть профессии фоторепортера, какой она была в годы ее расцвета: это не бездумный фиксатор события, а творческий, имеющий свою точку зрения журналист с фотоаппаратом. Говорят, что газета живет один день, но это совсем не так, ибо многие газетные публикации читатели помнят долгие годы, не забывают и фамилии популярных журналистов. В те же 60–80-е плодотворно трудились на нелегкой газетной ниве старейший одесский фотожурналист Михаил Рыжак (нас иногда путали из-за одной буквы в фамилии), энергичные и постоянно ищущие фоторепортеры Ян Вельц, Анатолий Князев и Борис Кузьминский. К сожалению, все они ушли из жизни, но, думаю, оставили о себе память у многих читателей, ибо работали активно, их фотографии публиковались из номера в номер в одесских областных газетах.


С Аркадием Межиковским

В те годы было и немало фотолюбителей, которые успешно сотрудничали с газетами, и часто их жанровые фотографии по-настоящему украшали газетные полосы.