Номер 40 (1384), 27.10.2017

НЕ ЗАМЕНИТ РОБОТ МАСТЕРА

Сегодня понятие "рабочий класс" вышло из употребления. Но никуда не исчезла необходимость в рабочих профессиях, а проблемы, связанные с подготовкой новых специалистов, только обострились.


"Самый несчастный человек -
это тот, для кого не нашлось работы"
(Томас КАРЛЕЙЛЬ - историк).

Если кто помнит, то в советских учебниках было написано, что социалистическое общество состоит из рабочего класса, трудового крестьянства и не менее трудовой интеллигенции. Причем пролетариат в этой "трехчленной" системе неизменно стоял на первом месте - "гегемон". Нынче же это само понятие кануло в вечность. Я как-то пытался (при

доступных возможностях) проследить, кто из украинских лидеров последний раз произносил это словосочетание? Оказалось - Владимир Васильевич Щербицкий (если кто, опять-таки, помнит, многолетний лидер коммунистов в УССР). Но ведь сами по себе рабочие никуда не исчезли как класс! Более того: спросите у руководителя любого предприятия: что его больше всего заботит, он почти наверняка среди самых-самых "больных" проблем назовет нехватку квалифицированных рабочих кадров. Юристов, менеджеров да и журналистов, кстати, - пруд пруди; толковых, правда, и тут немного, но хоть в принципе есть из кого выбирать. А вот где отыскать классного слесаря, токаря, фрезеровщика, сварщика? Если имеются на предприятии такие люди, то держатся за них даже не двумя, а двадцатью двумя руками, пусть эти специалисты трижды пенсионного возраста: замену-то где сыскать?!

Не будем глубоко вдаваться в причины такого положения вещей, но от упоминания одной из них никуда не деться.

Речь идет о непрестижности рабочих профессий. Не вчера это началось. Еще звучала из репродукторов песня со словами: "А знаешь, особенно нравится мне высокое званье "рабочий", а родители выпускников уже думали о том, как пристроить ребенка в институт, дабы избежал он двух печальных участей - службы в армии и работы в цеху. Да и средняя школа, по общему умонастроению, была ориентирована на подготовку выпускника в дальнейшей учебе именно в вузе, на худой конец - в техникуме. Школьников пугали: "Будешь плохо учиться - попадешь в ПТУ, будешь работать на заводе". Вот и дожили...

Между тем как опыт, так и аналитические прогнозы подсказывают: и сейчас, и еще долго будет нужна высококвалифицированная рабочая сила в производственных отраслях, в сфере ЖКХ да и других. И никакая "робототизация" эту потребность отменить не в состоянии. Особенно с учетом катастрофического состояния отечественных производственных фондов.

"Кадры дайте, дайте кадры!"
(Сергей ЧЕКМАРЕВ - поэт 1930-х гг.)

Традиционно рабочие кадры готовили профессионально-технические училища (ПТУ). Однако сегодня именно профтехобразование оказалось едва ли не самой проблемной сферой в общей системе образования. Тут к обычным для этой системы трудностям добавляются проблемы непосредственной связи с производством. Производственникам требуются специалисты, владеющие современными технологиями. В 1990-х годах, еще можно было обойтись старыми кадрами, тем более при общем упадке промышленного производства. В эти годы ПТУ стали чем-то вроде социального "отстойника", когда даже официальные власти на уровне министерских чиновников признавали, что тут главным образом поддерживают ребят из семей, "потерпевших в определенном смысле социальную катастрофу".

Между тем эксперты утверждают, что необходимость в квалифицированных рабочих в пять раз превышает необходимость в менеджерах и инженерах. Поневоле пришлось обратить внимание и на систему подготовки рабочих кадров.

Так на свет Божий появилась программа усовершенствования сети профессионально-технических учебных заведений на 2001-2004 гг. Бывшие ПТУ превратились в колледжи, профлицеи, высшие ПУ и т. п. Но толку от переименования немного. Как немного тех выпускников ПТУ, кто сумел закрепиться на первом рабочем месте.

"Мало работать - надо еще уметь работать"
(Габриэль ЛАУБ - писатель).

Причин тому множество.

Некоторые из них обозначил глава областной госадминистрации Максим Степанов, выступая на Всеукраинской научно-практической конференции "Развитие качественного образования - залог роста экономики региона". Главной проблемой нынешней системы профтехобразования он считает устаревшую палитру профессий, отсутствие должного финансирования, оторванность от потребностей рынка, игнорирование региональной специфики.

Отсюда и архаические учебные программы, и отсутствие надлежащей материально-технической базы для получения соответствующих квалификаций и навыков, и невостребованность выпускников многих ПТУ на рынке труда (как результат - отток кадров за границу).

Самое печальное, что этот перечень проблем не меняется уже десятилетиями. 15 лет назад в Управлении профтехобразования профильного министерства к самым острым вопросам отнесли нехватку квалифицированных кадров преподавателей, устаревшую материально-техническую базу, а также, выражаясь языком документов, "отсутствие баланса между престижем профессии и спросом на рынке труда".

Доходило до ситуаций поистине анекдотических: так, директор одного из городских ПТУ, отчаявшись в своих обращениях в вышестоящие инстанции, написал письмо прямо на имя главы облгосадминистрации, попросив того взять под свой контроль... ремонт крыши! Комментарии, как говорится, излишни.

Сказанное выше не значит, конечно, что в системе профтехобразования все так тоскливо. Нет, есть и у нас, так сказать, флагманы. Но, если проанализировать, какие ПТУ являются наиболее успешными, нетрудно обнаружить, что это

те, которые относятся к сфере услуг. А вот тем, кто готовит работников промышленности, приходится трудно. Тут даже набор учащихся превращается в проблему.

"Труд - наилучшее питание для молодежи"
(латинское изречение).

Один из способов решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих давно уже предлагает известный промышленник, председатель Одесской городской организации работодателей Юрий Шендеровский.

Как руководителя крупного предприятия, его не может удовлетворить уровень подготовки воспитанников ПТУ. Но, по его мнению, трудно винить в этом руководителей профтехучилищ, ибо хорошо известно, в каком состоянии находится их материально-техническая база плюс еще проблемы с преподавательским составом.

Между тем в нашем регионе имеются Центры занятости, у которых есть неплохая база и средства, позволяющие наладить переподготовку кадров, в том числе и рабочих профессий. Кстати говоря, достаточно часто к услугам таких Центров обращаются и недавние выпускники ПТУ, которые, не найдя себе рабочего места, через некоторое время приходят в такие центры и начинают переучиваться.

- Я убежден, что при нынешнем положении дел профтехучилища, кроме сугубо ведомственных, должны быть переданы "под крыло" Центров занятости. Тем более, что эти Центры, в отличие от нынешних ПТУ, готовят специалистов в основном для конкретного производства и по конкретным направлениям. Безусловно, промышленники и предприниматели должны принять в реформировании системы профтехобразования самое активное участие. Ибо, кто как не работодатели, знают, какие профессии востребованы сегодня в первую очередь.

Так говорил Ю. Шендеровский в 2005 году. И тогда же Одесская городская организация работодателей предлагала реализовать пилотный проект, в ходе которого объединить усилия государства в лице профтехучилищ и Центров занятости, а также бизнеса, представленного работодателями.

Многоопытный руководитель видел преимущества этой идеи.

Во-первых, более целенаправленной и эффективной становится подготовка специалистов: их обучают не "взагалi", а под конкретные заказы предприятий, фирм или компаний. Потому, придя после окончания учебы на производство, выпускники уже не попадут в ситуацию, как в старой миниатюре Райкина: "забудьте индукцию и дедукцию, гоните продукцию".

Во-вторых, улучшается материально-техническая база обучения; ведь практику учащиеся будут проходить там, где им предстоит работать, и на тех орудиях производства, на которых в дальнейшем будут трудиться.

В-третьих, повысится уровень преподавания; ведь учить будут квалифицированные мастера - об этом позаботятся работодатели, кровно заинтересованные в высоком уровне подготовки своих будущих работников. Вдобавок, тогда можно будет вести речь о возрождении такой замечательной формы помощи начинающим рабочим, как наставничество.

В-четвертых, на базе обновленных ПТУ можно будет проводить курсы повышения квалификации, в чем рабочие теперь нуждаются ничуть не меньше, чем инженеры.

В-пятых, эффективнее станет расходование бюджетных средств; ведь теперь контролировать этот процесс будут также и работодатели...

Тогда же Главное контрольно-ревизионное управление Украины совместно с Департаментом профтехобразования Министерства образования и науки провели детальный анализ состояния дел в профтехобразовании за всю историю Украины. На основе этого анализа были разработаны "Концептуальные подходы повышения эффективности подготовки рабочих кадров профессионально-техническими учебными заведениями", где, среди прочего, предлагалось провести эксперимент по передаче профтехучилищ от Минобразования в ведение Министерства труда и социальной политики. Причем одним из базовых регионов была названа именно Одесская область.

Другие же специалисты уже тогда предлагали полномочия по управлению деятельностью ПТУ передать на местный уровень. Что также открывало широкие возможности для сотрудничества с работодателями.

Предполагалось, например, что предприятия, которые нуждаются в токарях, шлифовальщиках, арматурщиках и т. п., станут заключать договоры с ПТУ на подготовку необходимых им специалистов, предоставлять учащимся место прохождения практики, гарантировать по окончании училища постоянную работу, иными словами, готовить для себя сотрудников.

"Если ты смотришь на год вперед - выращивай рис.
Если ты смотришь вперед на столетия - выращивай людей"
(китайская мудрость).

К сожалению, чтобы осознать эти простые, в общем-то, вещи, понадобилось более двух десятилетий. Но, как говорится, лучше позже, чем...

И вот уже глава ОГА М. Степанов считает ключевой задачей создание системы партнерства между бизнесом и учебными заведениями (ПТУ). Посколько именно работодатель "заинтересован в подготовке специалистов по современным программам и на соответствующем оборудовании, он привлекается к финансированию и к формированию квалификационных требований".

По мнению областного руководителя, такой подход будет иметь положительные последствия:

- для учебных заведений - дополнительное финансирование, новые учебные программы (новые профессии) и модернизация (замена) материально-технической базы, увеличение числа абитуриентов;

- для бизнеса - закроет острый вопрос квалифицированных кадров, которые смогут сразу войти в рабочий процесс без дополнительного переобучения;

- для выпускников ПТУ - качественное образование по новым стандартам и гарантированные рабочие места;

- для государства - обеспечит экономический рост, остановит отток рабочих кадров за рубеж.

В плане реализации такого подхода в Одесской области создан первый в стране профтехобразовательный кластер на базах Кодымского, Балтского и Савранского ПТУ. Большое внимание уделено расширению палитры профессий. Районные администрации и города области из своих бюджетов выделили для ПТУ 8 млн грн...

И все же основная проблема - не в технических или организационных деталях, а в том, до какой степени наше бизнес-сообщество готово осознать свою социальную ответственность, способно ли оно увидеть те ниши, где можно не только восполнить недостаточное участие государства, но и предложить свои уникальные программы?

Профтехобразование - одна из таких ниш, тем более привлекательных и важных, что, вкладывая средства в эту систему, бизнес занимается не благотворительностью, а инвестированием; ведь, в конечном счете, учащиеся ПТУ придут на работу в структуры этого же бизнеса людьми подготовленными и умелыми.

Нельзя сказать, будто наше бизнес-сообщество не понимает этого. Но, к величайшему сожалению, у значительной части его представителей пока еще преобладает психология временщиков. А временщик никогда не будет вкладывать средства в образование, поскольку не видит в том быстрой отдачи. Между тем в развитых странах серьезным бизнесменом может считаться только тот, кто помогает растить новое поколение.

И если наши бизнесмены и предприниматели действительно хотят, чтобы их приняли в "европейскую семью", то должны учесть и этот момент. К своей, кстати говоря, пользе.

Андрей РАЙКОВ.