Номер 19 (1313), 27.05.2016

ИНТЕРФЕЙСОМ К ГРАЖДАНАМ

"Электронное правительство" (ЭП)- в европейских странах уже давно не "модная фишка", а реально действующая система, которая существенно облегчает жизнь всем слоям общества. Оно не заменяет традиционное, "человеческое" правительство, а лишь определяет новый способ взаимодействия власти и граждан на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Проще говоря, речь идет о том, что ЭП позволяет автоматизировать многие сферы взаимоотношений чиновников и народа.

ВЛАСТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ

Главное преимущество ЭП - с бытовой точки зрения - состоит в том, что гражданам уже нет надобности стоять в очередях, чтобы попасть в тот или иной кабинет госучреждения, также в прошлом остается бумажная волокита. Но многое изменяется в глобальном плане. В первую очередь кардинально меняется характер взаимоотношений между обществом и правительством; власть вынужденно становится более ответственной перед народом, не говоря уже о том, что существенно снижаются, а то и вовсе исчезают коррупционные лазейки. Естественно, на пути внедрения ЭП в Украине - множество препятствий. Ну кому из чиновников - от мелких клерков до хозяев высоких кабинетов - хочется потерять "кормушку"?! Отсюда яростное сопротивление нововведению, хотя, логически рассуждая, ЭП и самим чиновникам существенно упрощает жизнь. Однако "бабло" часто-густо побеждает здравый смысл. Потому в рейтинге ООН по развитию электронного правительства за 2014 год Украина заняла лишь 87-ю строчку, уступая абсолютно всем странам Европы, включая Албанию. Да и то результат мог быть еще хуже, когда б не усилия волонтеров и не обязательства, взятые Украиной согласно Соглашению об ассоциации с ЕС. Европейские партнеры подталкивают нашу страну активнее двигаться в направлении развития и внедрения системы электронного документооборота. И кое-какие успехи уже имеются.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА - ВОЛОНТЕРЫ

Сегодня в Украине действует электронная система подачи документов в вузы. Запущен проект "Prozorro" - официальный государственный ресурс в сфере государственных закупок. Единый государственный портал административных услуг предоставляет полную информацию о подаче документов. Государственная фискальная служба предоставила плательщикам НДС возможность отчитываться в электронной форме. Силами волонтеров развивается проект перевода государственных процессов в электронную форму.

- Честно говоря, мне надоело, что мои сотрудники отпрашиваются с работы, чтобы получить справку в госучреждениях, - признается координатор проекта Дмитрий Дубилет. - Мы решили упростить жизнь гражданам. С командой волонтеров создали портал предоставления государственных услуг online igov.org.ua, где можно получить услугу по электронной почте.

Государство пока что оказывает 1206 различных видов услуг. Но, чтобы их получить, приходится простаивать очереди в госучреждениях, бегать по кабинетам. Теперь же, чтобы получить справку, например, о несудимости, паспорт, субсидию, помощь на ребенка, переоформить машину, нужно всего лишь зайти на сайт igov.org.ua, авторизироваться через банк, который вас обслуживает, и сделать заявку. Чиновники в учреждениях получают обращение. И в установленный срок должны подготовить и отослать справку или документ заявителю - на электронную почту, заказным письмом или же выдать на руки в своем офисе.

- В электронной системе все видно как на ладони, - отмечает Дмитрий Дубилет. - Это один из эффективных методов борьбы с коррупцией, поскольку нет личного взаимодействия гражданина с чиновником. Понятно, что пользоваться электронной системой могут лишь те, кто имеет доступ к интернету. Но уже 40 % домохозяйств оплачивают коммунальные услуги через интернет. А перевод госуслуг в электронный вариант будет способствовать увеличению числа интернет-пользователей.

На сегодняшний день в Днепропетровске, где эта система разработана и внедрена, в электронном варианте можно получить 147 видов услуг. Даже в Киеве в два с лишним раза меньше - всего 63. Одесса же - в числе отстающих; здесь "обэлектронено" всего 17 видов услуг (для справки: в соседнем Николаеве - 47).

Наверстать упущенное стремится Люба Шипович, директор Агентства по вопросам инвестиций и развитию Одесской облгосадминистрации.

- Мы начали развивать систему электронного правительства в регионе с социальных услуг, - рассказывает Люба. - Жители области на сайте обладминистрации могут заказывать такие виды услуг, как оформление субсидии, помощи на ребенка, подавать электронные петиции и обращения. В Белгороде-Днестровском уже можно подавать онлайн-заявления о проблемах ЖКХ, ямах на дорогах. Скоро в интернете можно будет видеть электронную очередь на жилье, бюджеты местных советов и т. п. Надеемся, что к концу года одесситы получат уже более ста видов электронных услуг.

Но и в нашем регионе внедрением системы ЭП пока что занимаются преимущественно волонтеры.

- Мы работаем в свободное время, - говорит Люба Шипович. - Надеемся своими действиями помочь Украине выйти на уровень европейских стран.

КАК СТАТЬ ЧЛЕНОМ "ПРАВИТЕЛЬСТВА"

Определенные успехи в этом направлении достигнуты. Так, согласно данным рейтинга "Индекс восприятия коррупции", который каждые полгода проводит "Приватбанк" по заказу Президента Украины, одесский регион значительно улучшил показатели благодаря повышению эффективности работы госаппарата.

- Но для того, чтобы электронное правительство заработало в Одессе и других городах, нужно обучение сотрудников государственных ведомств и помощь волонтеров, - подчеркивает Д. Дубилет. Кстати говоря, стать волонтером может каждый желающий. Для этого следует зарегистрироваться на портале igov.org.ua. А далее - выполнять различные задания: сфотографировать учреждение, сделать звонок в ведомство, провести опрос по качеству обслуживания и т. п. Это поможет быстрее ввести в действие электронную систему.

- Подача заявок через интернет ни в коем случае не затормозит процесс выдачи справок, - уверен Д. Дубилет, - напротив, будет стимулировать чиновников работать быстрее и качественнее.

По мере совершенствования "электронного правительства" Дмитрий Дубилет считает, что будут пересмотрены ненужные услуги. Например, чтобы сменить фамилию при замужестве, девушке приходится посетить ряд инстанций. А для смены фамилии в водительских правах вообще требуют предоставить медицинскую справку, как будто в ЗАГСе можно чем-то заразиться. Надеемся, что со временем такие "странные" услуги отменят.

ЖИЗНЬ БЕЗ КОРРУПЦИИ

"Электронное правительство" действует во всех европейских странах. "Пионерами" же были Эстония и Латвия.

- Все вопросы с государством мы решаем через компьютер, - рассказывает эстонец Артур Адаргис. - У каждого есть ID-карточка, которая позволяет проводить любые операции в интернете. Через сайты я покупаю разрешение на рыбную ловлю, а также проездной билет на автобус. Могу узнать, какие оценки в школе получил мой сын. Все стало намного проще, когда заработала эта система.

Между тем стартовые условия в начале 1990-х в Эстонии были ничуть не лучше, чем в Украине.

Сейчас же разница между нашими странами просто разительная. Достаточно сказать, что через интернет эстонцы могут получать более четырех тысяч услуг - вчетверо больше, чем жители нашей страны. И даже участвовать в выборах, пользуясь мобильными телефонами.

Внедрение ЭП существенно изменило жизнь словенцев.

- Когда мы начали реформировать свое государство после отсоединения от Югославии, - рассказывает экс-премьер-министр Словении Янез Янша, - одним из главных вопросов было, как справиться с коррупцией. Мы разработали компьютерную программу, в которую вносятся все сведения о расходах бюджета. Когда ввели эту систему, это было подобно землетрясению. Многие чиновники уволились. Ведь каждый житель страны теперь мог в круглосуточном режиме узнать, на что были потрачены налоги. Причем поиск можно вести как по конкретному административному пункту, так и по отдельному предприятию. Благодаря такой прозрачности достаточно быстро была искоренена коррупция в сфере власти.

НАМЕЧАЕТСЯ "Е-ПРОГРЕСС"

Однако на пути создания украинской версии "электронного правительства" стоит не только нежелание чиновников менять что-либо в устоявшейся системе. Невозможно решить проблему, пока не все жители страны имеют доступ к интернету. Даже в крупных городах еще остаются такие люди, что же тогда говорить о малых городах и селах?! А вот тут уже не обойтись без целенаправленных действий государства. Пока что серьезных сдвигов в этом направлении не видно. На создание, поддержание и развитие ЭП в Госбюджете 2016 года заложено всего два миллиона гривен (для сравнения: в Эстонии - 50 млн евро). И это несмотря на то, что согласно расчетам управляющего директора SAP в странах СНГ Максима Матяша, логистические издержки в Украине колеблются от 30 % до 35 % от объема ВВП.

- Поэтому снижение затрат и упрощение процедур, - прогнозирует эксперт, - принесет значительное преимущество транспортно-логистической отрасли, увеличит производительность труда и объем продаж. Кроме того, механизмы "электронного правительства" существенно осложняют нелегальные валютные спекуляции и уклонение от уплаты налогов. Подобного рода контроль позволил Южной Корее увеличить ежегодные поступления в бюджет еще на четыре миллиарда долларов.

Тем не менее украинским властям волей-неволей придется внедрять ЭП. Уже хотя бы потому, что в Статье 391 Соглашения об ассоциации четко и недвусмысленно сказано: "Сотрудничество охватывает следующие сферы: a) Содействие широкополосному доступу, улучшения безопасности сетей и широкому использованию ИКТ частными лицами, бизнесом и административными органами путем развития локальных ресурсов интернет и внедрение онлайн-услуг, в том числе электронного бизнеса, электронного правительства, электронного здравоохранения и электронного обучения..."

А недавно команда украинских волонтеров выиграла грант США на создание единого портала электронного правительства "Е-прогресс". Реализация этого проекта позволит наладить обмен опытом электронного самоуправления между городскими властями и обществом, станет эффективным средством в борьбе с коррупцией, положительно повлияет на украинскую экономику.

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.