Номер 23 (1268), 26.06.2015

ПО ДЕКЛАРАЦИИ
НЕ ВСЕ УЗНАЕШЬ
О ЧИНОВНИЧЬИХ ДОХОДАХ

Впервые украинских чиновников обязали заполнять декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 1997 году. Но, по словам финансового менеджера Юридической компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Юрия Леца, хотя с тех пор прошло 18 лет, Украина все так же остается самой коррумпированной страной в Европе. Согласно индексу восприятия коррупции, составленному международной организацией Transparency International, в 2014 году Украина заняла 142-е место из 175.

Реальные шаги по борьбе с коррупцией были предприняты 14 октября 2014 года, когда Верховная Рада проголосовала за ряд антикоррупционных законов, главный из которых - Закон Украины "О предотвращении коррупции", который действует с 26 апреля 2015 года. Однако декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2014 год подавались еще по старой форме согласно действовавшему ранее Закону Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции".

- В соответствии с законом, - сообщает Юрий Лец, - новая форма декларации начнет действовать с момента начала работы системы подачи и оглашения деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. О начале работы такой системы должно быть принято решение Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.

Финансист напоминает, что указанное Агентство было создано 18 марта 2015 года и полноценно заработает, по словам министра юстиции Украины, только к концу 2015 года. Следовательно, пока о создании новой системы подачи и оглашения деклараций речь не идет.

Для усовершенствования процедуры подачи отчетности необходимо исключить из действующей системы все имеющиеся неточности и позаимствовать опыт других государств, которые успешно провели антикоррупционную реформу.

- О реальном финансовом положении чиновника и его семьи узнать из декларации очень сложно. И дело не в том, что не все активы отображаются декларантом, а сама суть, термины и форма декларации не позволяют этого сделать. На сегодняшний день при заполнении декларации возникает множество вопросов, которые следует исключить при разработке новой системы, - говорит Юрий Лец.

Менеджер приводит конкретный пример, как чиновники могут "играть" с цифрами в декларациях: "В антикоррупционной декларации в пункте 18 раздела II "Ведомости о доходах" чиновникам необходимо указать о доходе от продажи ценных бумаг и корпоративных прав". В то же время согласно ст. 170.2.6 НКУ в состав общего годового налогооблагаемого дохода включается положительное значение общего финансового результата операций с инвестиционными активами по результатам такого отчетного (налогового) года. То есть, если инвестиционный актив был приобретен в 2014 году, предположим, за 20000 грн, и в этом же году был продан за аналогичную же сумму, то между налоговой и антикоррупционной декларациями возникнут несоответствия. Во-первых, в антикоррупционной декларации не будут показаны расходы на покупку инвестиционного актива, так как расходы до 80000 грн можно не отображать (или инвестиционный актив был приобретен, например, задолго до подачи декларации). Во-вторых, продажу этого актива в любом случае необходимо показать в п. 18 р. II. "Доход от продажи ценных бумаг и корпоративных прав". Именно доход, а не финансовый результат. По факту сумма общего дохода антикоррупционной декларации будет завышена на 20000 грн".

Подготовлено по материалам
пресс-службы ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры".