Номер 10 (1156), 15.03.2013

Вячеслав ДОБРОВОЛЬСКИЙ:
"МУЗЫКА ПРИДАЕТ СПЕКТАКЛЮ ОБЪЕМ"

Весной прошлого года свой юбилей отметил главный режиссёр Оренбургского Театра музыкальной комедии, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Добровольский. А не так давно он побывал в городе, где появился на свет 60 лет назад. Мы беседовали с земляком, прогуливаясь по аллеям парка им. Шевченко.


Для справки. Вячеслав Добровольский родился в Одессе. Окончил в Ленинграде сперва технологический институт, а затем институт культуры. Возглавлял театры музкомедии в Хабаровске, Магадане, с 2008 г. - в Оренбурге. Преподает в Оренбургском институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. С юности увлекается автоспортом, тренер и судья. Награжден медалью "25 лет ДОСААФ России".

- Музыкальная комедия в "наших палестинах" никогда не считалась у режиссеров престижным жанром. Взять хотя бы историю советского и постсоветского театра: в драме - десятки знаменитых имен, а вот в музкомедии известных мастеров- постановщиков не более, чем пальцев на руках. Что же вас заставило пойти по этой стезе?

- По театральной специальности я - режиссёр драмы. Но, уже когда учился в Питере, мне всё время не хватало в драматическом спектакле музыки, а в музыкальных театрах - хорошей драматической подготовки. И когда я решал для себя, где же мне всё-таки интереснее работать, оказалось, что в музыкальном театре.

Когда я стал студентом театрального вуза, мне было уже за тридцать, учиться на дневном отделении не было возможности, и я перешёл на заочное обучение и поступил актёром в питерский театр музкомедии. В институте у меня были очень хорошие учителя, такие, как завкафедрой Борис Васильевич Сапегин, также я бегал в консерваторию к Роману Тихомирову, завкафедрой музыкальной режиссуры, изучал режиссёрский анализ партитуры. Мне сейчас легко работать, потому что я могу не только читать клавир, но и партитуру.

- В этом увлечении сказалось влияние одесской музкомедии?

- Безусловно. Я никогда не забуду первый спектакль, на который меня потащили в театр. Это был "Севастопольский вальс", где-то в начале 1960-х годов. Мы пошли в театр всей семьёй, но я весь спектакль дёргал папу за рукав, ведь в этот день играл "Черноморец"...

В юные годы я часто гостил в Питере у бабушки и очень любил ходить там в театр. Это было время расцвета "одесской темы" на сцене опереточных театров: во многих театрах СССР шёл спектакль "На рассвете", затем появились "Старые дома", да и "Свадьба в Малиновке" во многом связывалась с Попандопуло, которого знали по фильму в изображении Водяного. Я гордился этим.

- Сейчас музыкальные спектакли все чаще ставят и драматические театры. С чем это связано: с модой, с запросами зрителей, со стремлением заработать?

- Музыка придает любому спектаклю объём. Это также связано с погружением внутрь себя, мы ведь всегда слышим в себе какую-то музыку - в любой ситуации нашей жизни. Другое дело, что, когда ставишь спектакль, нужно найти ту музыку, которая будет ему соответствовать. Хорошо, что есть такие композиторы, как Владимир Баскин, Александр Журбин, Александр Пантыкин, Ким Брейтбург, из более старой волны - Виктор Плешак, недавно ушедший от нас Марик Самойлов...

Меня радует, что и молодежь потянулась к музыкальному театру. Когда я набирал в институте новый курс актеров музыкального театра, то у меня был конкурс более трех человек на место. Для города с полумиллионным населением и нынешней непрестижностью актерской профессии - это достаточно серьёзный конкурс.

- О провинции нередко говорят: это - город театральный, а этот - нет. Какие тут есть критерии?

- Думаю, что, прежде всего, это традиции. Кстати, удивительно театральным городом ещё лет 7-8 назад был Магадан, где я проработал девять лет.

Нам повезло, что губернатором был Валентин Иванович Цветков, тот самый, которого несколько лет назад убили на Арбате. За семь лет своего правления он не пропустил ни одной премьеры в театре. Он очень много вкладывал в театр. Когда в Госдуме его спрашивали, зачем он уделяет такое внимание театру, Валентин Иванович всегда отвечал: "Театр на полгода старше города. Не будет театра - не будет Магадана". На премьере после спектакля он всегда сам лично выходил с корзиной цветов и поздравлял артистов. Это было удивительно приятно. Каждый раз, когда он заканчивал свои дела в Москве, то перед вылетом в Магадан звонил в театр и спрашивал: "Можно, я приду к вам отдыхать?" "Отдыхать" - это значило, что он хочет посмотреть определенный спектакль, причём некоторые пересматривал по десятку раз.

Однажды Валентин Иванович так хохотал во время представления, что под ним развалилось кресло, и губернатор на глазах набитого битком театра и изумлённых актёров оказался на полу. Была небольшая пауза, однако он встал, как ни в чем не бывало, шёпотом извинился, сел на подлокотник и досидел до антракта. Конечно, мы потом его пересадили, он досмотрел спектакль до конца, как обычно, поблагодарил за спектакль. Случилось так, что директора театра в этот день не было в городе. И на следующее утро я сам поехал встречать его в аэропорт, рассказал о случившемся, и мы направились прямо в театр. А где-то возле полудня раздался звонок, причем звонил лично губернатор, который сказал нашему директору: "Я с утра перевёл деньги, они уже у вас на счету, будьте добры, замените все кресла".

Беседу вел Александр ГАЛЯС.