Номер 4 (1150), 1.02.2013

МУЗЫКАЛЬНЫЙ "САЛАТ"

Возьмите несколько танцевальных направлений, гладиаторские бои, упражнения из утренней зарядки и приправьте музыкой последних пятидесяти лет. На первый взгляд, получится полная неразбериха. Но микс (смешивание) - это довольно модный прием в искусстве, хотя удается он далеко не всем. Балет "Тодес" сделал микс одной из своих творческих фишек. Во время своего приезда в Одессу коллектив показал программу под названием"Attention" ("Внимание".)

Концерт начался с... "пришельцев". Конечно, по залу не летали НЛО, но на сцене разгорелись настоящие "звездные войны": танцоры в сверкающих костюмах "отвоевали" нашу Землю жестами хип-хопа. Я было погрузились в эту битву, но вот на полминуты погас свет, а когда сцена вновь была освещена, то на ней разгорелось новое сражение, но уже любовное - между двумя борцами-гладиаторами - мужчиной и женщиной. Как думаете, кто победил? Поцелуй. Именно им артисты закончили номер. И еще один номер тоже закончился поцелуем. Только на сей раз их было трое - он, она и длинный кусок ткани, который становился то шалью для танцовщицы, то дорожкой, по которой артисты приближались друг к другу, сокращая расстояние самыми сложными фигурами контемпа (танцевальное направление, в котором большинство движений выполняется "на полу" - шпагаты, перевороты и так далее). А следующий номер заставил охнуть весь зал. Недавняя арена гладиаторов и влюбленных превратилась в тренажерный зал. Персонажи тут разные - и красавец-"качок", и сутулый очкарик, с завистью посматривающий на "качка", и худощавые парни, мечтающие нарастить мышцы. И вот появилась Она - молодая, красивая, длинноногая и, главное, единственная девушка. Что остается парням, как не удивлять даму своими умениями? Вот и принялись они выделывать такие фигуры, что невольно заставило переживать за то, чтобы танцоры после номера остались целы. Но это было только начало, а затем парни начали в буквальном смысле перебрасывать девушку из рук в руки. "Качок" берет ее на руки и бросает с высокой тумбы в руки сопернику, но девушка настолько переборчивая, что парню приходится бросить ее обратно - уже третьему по счету ухажеру. Хотя, конечно, я зря переживала - парни ловко передавали девушку друг другу.

После такого напряженного "спорта" на сцену вышел танцор со смешной прической в костюме дирижера. Он решил сыграть вальс на необычном инструменте - руками зрителей. "Дирижер" поделил зал на три части, раздал "партии", и мы аплодировали под его руководством мелодии вальса. Сперва зрители делали много ошибок и сбивали "вальс аплодисментов". А дирижер очень смешно, по- клоунски, сердился - топал ногой, ругался на несуществующем языке и так же радовался, когда получался аккорд из аплодисментов - прыгал, пританцовывал, смеялся. В конце концов мы выучили свои партии и "отхлопали" вальс.

Пока мы "вальсировали" с нашим смешным дирижером, спортсмены и гладиаторы переоделись, стали молодежью шестидесятых и отожгли такую дискотеку в костюмах стиляг, что некоторые зрители начали пританцовывать на месте.

Но за все развлечения надо платить, и желательно ценными металлами. На сцену вышел уже знакомый нам "дирижер", но на сей раз он был "металлоискателем". Свой прибор он смастерил из швабры и сковородки, и он начал пикать. Сначала артист обыскал всю сцену, а потом потряс карманы зрителей - он водил прибором над рядами и вычислял тех, кто напаковал карманы монетами, а у одного из зрителей искатель клада даже хотел забрать золотой зуб. Обыски эти, конечно, были понарошку. За это время танцоры сменили "стиляжные" костюмы на кислотно-яркие спортивные брюки и куртки, и мы снова оказались на дискотеке, только уже на современной. Кстати, наш "дирижер-металлоискатель" тоже "зажигал" под хиты ушедшего лета.

Вдруг "дискотека" превратилась в детскую игровую площадку - танцоры начали прыгать на скакалке. Сначала каждый на своей, потом на двух одновременно (на своей и на "общей" длинной скакалке через всю сцену). А самые прыгучие танцоры удивили своим тройным прыжком - через свою, соседскую и общую скакалку.

Нужно ли говорить, что публика не уставала аплодировать этим трюкам. Зрители хлопали даже после того, как на сцене закрылся занавес. А это - лучшая оценка.

Для справки. Балет "Тодес" появился в 1987 г. после встречи ленинградской группы брейк-данса с рижским коллективом "Эксперимент" под руководством Аллы Духовой. В течение 15 лет работал с Софией Ротару и Валерием Леонтьевым. В настоящее время коллектив балета состоит из 150 участников, а Алла Духова открыла ряд школ по обучению танцевальному искусству в стиле тодес. Такая школа есть и в Одессе.

Антонина КУЧЕРЕНКО.