Номер 43 (1090), 11.11.2011

И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ

(Продолжение. Начало в № 42.)

ДЕНЬ ВТОРОЙ (25 сентября 2011 года)

Этот день начался сразу с просмотра программы № 2. За полтора часа мы просмотрели 19 фильмов первой категории, то есть продолжительностью до 5 минут. Мне показался интересным фильм "Линия" болгарина Андрея Кулева. "Живая линия" не дается в руки, ускользает, как линия горизонта. Ты к ней, она от тебя.


В программу входили три фильма британских режиссеров. Все три сделаны с юмором. Мне кажется, юмор вообще выделяет британские анимации. Очень забавно придуман и исполнен фильм Сема Джонса и Дрю Коуна. Старая женщина ищет своего котика, заглядывает в мыслимые и немыслимые места, а когда поворачивается спиной, оказывается он сзади у нее на юбке.

В просмотренной обойме были два фильма, отмеченные при подведении итогов наградами жюри. Это анимация "Рубика" Клер Боэсан и Людовика Абаса (Франция), в которой мир представлен в виде кубика Рубика, и стоит оказаться не на той стороне, как перестают действовать силы притяжения. Фильм был признан лучшим в своей категории.

И еще один призер, вернее, призерша была представлена в этой подборке: Элиз Симар (Канада) за удивительно красивую анимацию "Переправа" получила специальный приз жюри "За изобразительное решение".

Во время обеда я увидела, что народ на судне начал прибывать. Прибыли ночевавшие дома киевляне, появилось несколько новых незнакомых лиц, явно принадлежащих иностранцам. Прибавилось детей и собак.

"КРОК" - фестиваль уникальный по многим параметрам. Уникален он и в том, что многие его участники, включая членов жюри, приезжают на фестиваль - кто с детьми, кто с собачкой, а кто и с малышом, и с песиком. Вот такая домашняя обстановка. Вспоминается картинка прошлого года: идет так называемый разбор полетов, обсуждение фильмов, а под ногами строгих судей ползают два малыша. Один из них вместе с мамой, московской журналисткой Машей Терещенко, "участвовал" и в нынешнем фестивале. Были и забавные случаи. С фестивалем ехали девочки из вокального ансамбля "Звучи дочи". У одной из девушек - маленькая дочурка, около годика. Вечер, в просмотровом зале народ собрался на реанимацию. На крошечной сцене - "Звучи дочи". Звучит изумительное по красоте и слаженности исполнение. Вдруг открывается дверь, и кто-то заносит плачущую малышку. Она, видимо, проснулась в каюте и раскапризничалась. Прервавшийся на секунду концерт продолжается, но одна из исполнительниц поет, одновременно укачивая дочурку.


Надо знать царящую на "КРОКЕ" атмосферу дружелюбия, чтобы поверить - ни тени недовольства, только добрые понимающие улыбки. А сколько было радости у всех, когда к концу фестиваля малышка пошла. Но я опять забежала вперед.

В 17.30 корабль отошел от причала и взял курс на Запорожье. Прощание с оставшимися на берегу было таким трогательным, как будто шли проводы в кругосветное путешествие.

В этот же день были просмотры еще двух конкурсных программ. В них входили фильмы второй категории - от 5 до 10 минут. По 11 фильмов в каждой программе. Поверьте, легче посмотреть один трехчасовой фильм, чем 11 фильмов за 2 часа.

В этой подборке было несколько фильмов германских аниматоров, довольно мрачных, порой не совсем понятных и раздражающе перенасыщенных закадровым текстом.

Зато швейцарский фильм Базиля Фогта "Капитан ХУ" понравился и сюжетно, и удивительной лаконичностью изображения, выполненного удивительно просто. Легкое штриховое изображение "выцарапано" прямо на пленке.

Надо сказать, что мультипликация далеко ушла от кукольных и вручную рисованных фильмов. Очень интересный и выразительный прием нашел эстонец Уло Пикков в фильме "Память тела". Фигурки в его фильме сделаны из веревочек, концы которых просунуты в узкие щели в бревенчатой стене. Кто-то - жизнь, судьба, высшая сила - тянет эти веревочки, и они сматываются с фигурок, пока от них ничего не остается.

В этой же программе был фильм украинского аниматора Анатолия Лавренишина "Белая ворона". По разговорам я поняла, что на фильм возлагались надежды, но ни на зрителей, ни на жюри он впечатления не произвел.

Оригинальную попытку описать специфику польского языка сделала в своем фильме "Польский язык" ирландка Элис Лайонс. Что ж, шипящие звуки она воспроизвела довольно точно.

Неожиданностью стал фильм "Пуговка" Алексея Шалманова - недавно ушедшего из жизни российского режиссера-аниматора. Тема фильма - известная песенка советских времен о пионере, нашедшем необычную пуговку и благодаря ей поймавшего шпиона.

В этой же подборке был фильм, которому жюри присудило приз в данной категории - "Налларбор" (название местности). Он - о соревновании молодого нахала на автомобиле со старым водителем.

Сразу после последней программы был объявлен традиционный для "КРОКА" вечер реанимации. Эта первая реанимация была посвящена знакомству участников фестиваля друг с другом. Вечер, как всегда последние лет десять, вел Вадим Жук. Он сыпал экспромтами и призывал на сцену всех, кто хочет блеснуть каким- либо талантом. Первыми откликнулись "старики" фестиваля. Показали какой-то шуточный номер, который придумали буквально на ходу. За ними решились выйти на сцену неофиты.

Словом, все получилось, как и год назад, очень забавно и окончательно установило дружеское общение новичков и ветеранов.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ (26 сентября 2011 г.)

Утро третьего дня фестиваля было удивительным. Днепр разлился так широко, что невольно вспомнились слова: "Редкая птица долетит до середины Днепра". Это было Кременчугское водохранилище. А что касается птиц, то их оказалось несметное множество - за нашей "Принцессой" летели чайки. Мне удалось заснять этот птичий снежный вихрь.


Третий день фестиваля начался с разбора фильмов с режиссерами четырех отсмотренных программ. Хотя это мероприятие началось сразу после завтрака, но в соответствии с названием "кофе-брейк с режиссерами", в салоне, где оно проходило, стояли на столике банки с кофе, кипяток и бублички-сушки. Вели разбор известный российский кинокритик, кандидат искусствоведения, академик РАКИ Лариса Малюкова и известный украинский режиссер- аниматор Игорь Ковалев. Несмотря на солидные регалии, Лариса Малюкова - хорошенькая изящная женщина - разговаривала с "вызванными на ковер" режиссерами очень доброжелательно. Вопросы задавала с такой очаровательной улыбкой, что скованный поначалу автор фильма оттаивал и начинал пространно, иногда даже слишком пространно, отвечать на вопросы.

В этот день были показаны три программы: одна - фильмы 2-й категории и две - третьей, то есть анимации, идущие свыше 10 минут. Из фильмов 2-й категории мое внимание привлекли три. Очень теплая лента киевского молодого режиссера Александра Шмыгуна "О Париж!". Тема фильма - "Увидеть Париж и умереть". Александр Шмыгун оказался единственным украинским аниматором, получившим диплом "За органическое сочетание оригинальной техники и тонкого лиризма" (техника: сочетание перекладной анимации с 2D компьютером и 3D компьютером, а я, темная, думала, что это куклы). Александр Шмыгун - ученик мэтра украинской анимации Евгения Сивоконя - получил свою награду не от жюри, а от оргкомитета фестиваля. На "КРОКЕ" это уже вторая награда молодого режиссера. Первая, "За лучший дебют", была им получена три года назад за анимацию "Пьеса для трех актеров".

В этой же программе был фильм известного российского режиссера Ивана Максимова, ученика Юрия Норштейна и Эдуарда Назарова, "Приливы туда-сюда". Фильм получил специальный приз жюри "За непотопляемый юмор".

Сюда же вошел еще один фильм, получивший специальный приз за лучший дебют. Это фильм "По каплям" молодого французского режиссера Лео Верье. Фильм, посвящённый художнику Джексону Поллаку, рассказывает о художнике, для которого искусство - это пища в прямом смысле: он с аппетитом откусывает куски понравившейся картины.

Меня задела одна анимация. "Прослушивание" Удо Принсена (Нидерланды). Фашистский концлагерь. Отец провожает сына на прослушивания его игры на трубе. Если мальчик понравится, он останется в лагерном оркестре, если нет - расстрел. Во время игры маленький музыкант переносится в мир фантазий. Его фантазии - это еда... Когда разбирали фильм, Удо сказал: "Я хотел вначале показать полный стол еды, но потом подумал, что в лагере у ребенка более скромные мечты - яблоко, мороженое, если до войны уже было мороженое...".

Что значит молодость! Уго сомневался, что его бабушки уже знали мороженое. Но дело не в этом. В тысячелетнем еврейском городе-гетто, что в центре Праги, есть так называемая Пинхусова синагога. В ней - картинная галерея детей-узников концлагерей. Нет ни одного рисунка, где были бы солнышко, птичка, цветочек, яблоко... Только стреляющие солдаты, танки, пушки, виселицы - реалии той жизни, в которой оказались дети. Думаю, что маленький узник в мечтах видел не яблоко и мороженое, а миску лагерной баланды, которую рисовал ему голод.

В двух подборках фильмов третьей категории был ряд фильмов, о которых следует сказать.

"Шатало" Алексея Демина (Россия) - очень симпатичная история кота.

"Сизый голубочек" Екатерины Соколовой (Россия) - очень тонкая, во всех смыслах, работа, получившая диплом в своей категории.

"Висента" режиссер Сэм (Испания) - экшн, отмеченный зрительскими симпатиями, хотя и не получившем у зрителей первого места.

И еще три фильма, по поводу которых оценка жюри разошлась с оценкой большинства зрителей. Это "Дневник Липсетта" Теодора Ушева (Канада) - диплом в категории, "Злой человек" Аниты Килли (Норвегия) - диплом в категории и приз зрительских симпатий и "Ныряльщики под дождем" знаменитого эстонского режиссера Прийта Пярна - Гран-при и 10 тысяч долларов США.

Свое мнение по поводу последнего награждения Давид Черкасский выразил лаконично: "Гран-при получила, на мой взгляд, средняя картина".

Юрий Норштейн был более категоричен: "Я без интереса и внимания смотрел Прийта Пярна, я видел намного лучшие его фильмы. Эта его работа - повторение пройденного, причем не в лучшей форме. Жюри вынесло решение дать Гран-при, значит, все. Но мне кажется, что это даже стратегически неверное решение".

Мне фильм Пярна показался каким-то надуманным и невнятным. Хотя с точки зрения Малюковой: "Это философская картина о современной жизни. Она может нравиться или не нравиться, но это произведение современного искусства. Может, там что-то и требует расшифровки, но тем не менее интересно и, главное, что Пярн сохранил современное видение мира".

Словом, мнения разделились. Как пошутила Генеральный директор "КРОКА" Ирина Капличная: "Назначить бы на какой- нибудь фестиваль три жюри. Интересно, совпали бы их решения. Ведь чаще всего и приз зрительских симпатий получает не избранник большого жюри".

Как я уже упомянула, на XVIII Международном фестивале анимационных фильмов "КРОК" приз зрительских симпатий получил фильм "Злой человек" норвежки Аниты Келли. Жюри наградило его лишь дипломом.

День четвертый следует.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото автора.