Номер 44 (940), 21.11.2008

"ДАЖЕ ХОЛОДНЫЕ РЫБЫ ВЫПРЫГНУТ ИЗ ВОДЫ,
ЧТОБЫ УСЛЫШАТЬ ТАКОЕ..."

А одесситы вовсе не рыбы какие-нибудь, и в означенный день и час собрались в Большом зале филармонии, чтобы стать свидетелями выступления "Оркестра Нового Танго" (New Tango Orquesta). Эти молодые шведские музыканты, представители различных стилей, оказавшиеся студентами одного университета, начинали свою совместную карьеру впятером. Лидером стал исполнитель на бандонеоне (латиноамериканская разновидность гармоники) Пер Сторби, вокруг него объединились скрипачка Ливет Норд, гитарист Питер Грен, пианист Томас Густавссон и контрабасист Джозеф Каллердал. Квинтет работал вместе с 1995 года, а первый диск записал в 1998-м, тут же став лидером национальных хит-парадов и оказавшись в топ-листе шведского радио. Джазовые фестивали, театры, клубы, рестораны, кафе и даже церкви оглашаются звуками страстного "нового танго". Слушатели расходятся, по меткому выражению одного из рецензентов, "с затуманенными глазами и воспаленными губами, ведь даже холодные рыбы выпрыгнут из воды, чтобы услышать, что это такое". В 1999 году оркестр гастролирует по Уругваю и Аргентине, с успехом выступает в Центре Астора Пьяццолы. Название "оркестр" применительно к ансамблю не должно нас удивлять - уличные оркестрики Латинской Америки, да и Европы, давно доказали свое право именоваться так, а не иначе. И в престижном концертном зале при всей элитарности, изысканности, их музыка звучит демократично.

Интересно, что танцевать аргентинское танго не умеет никто из участников коллектива. Это им ни к чему: как танцоры танго чувствуют тепло тела друг друга, так эти музыканты во время концерта поддерживают необходимый контакт при помощи взглядов и звуков. Танго творится сообща; это химическая реакция между двумя и более участниками, а не простое самовыражение. Это азбука отношений. Артемий Троицкий в 2000 году после концерта в Москве отозвался об "Оркестре Нового Танго" очень благожелательно, утверждая, что именно такая музыка повышает культурный уровень человека. С именитым музыковедом нет оснований спорить и сегодня. По утверждению Пера Сторби, стиль коллектива слагается из нескольких музыкальных направлений: джаз, рок, современная музыка, фольклор. Джозеф Каллердал резонно замечает, что стиль "новое танго" создан Астором Пьяццолой еще в пятидесятых, остается только развивать его. Специалисты усматривают в игре шведов также черты музыки барокко, от себя замечу, что и без влияния новой академической музыки тут не обошлось (в хорошем смысле).

Два года назад в коллектив влилась виолончелистка Йоханна Даль, и с тех пор "Оркестр Нового Танго" представляет собой секстет, в каковом составе и приехал в наш город. Ребята успели объездить с гастролями весь мир, стать заслуженными деятелями культуры Швеции (вот она, страна победившего социализма), написать музыку к фильму Сидни Поллака, получить высшую награду своей страны "За создание и развитие особого стиля музыки", номинироваться на премию "Грэмми" за свой последний альбом Bestiario.

Несколько композиций из этого альбома прозвучали и в одесском концерте. Поначалу слушатели несколько напряглись, ведь первая пьеса была нарочито минималистична, строга, музыка представляла собой нежно и бережно разложенную гармонию, вводящую слушателя понемногу в нужное состояние. А попозже душа бандонеониста (красивое слово) все-таки развернулась во всю ширь вместе с мехами его инструмента, и полилась музыка, отмеченная латинской страстью в одном флаконе со скандинавской печалью. Остается добавить, что организатором единственного концерта шведов в Одессе стало Радио FM 1, как известно, проявляющее здоровую пикантность предпочтения в отношении музыки.

Мария ГУДЫМА.