Номер 04 (900), 08.02.2008

ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!

Возможно, с пушкинских слов, вынесенных в заголовок, начнется в Киеве празднование 50-летия со дня создания Союза кинематографистов Украины.

Идея создания творческого союза кинематографистов принадлежала Ивану Пырьеву. С ней он выступил еще в конце сороковых годов. Но идея не понравилась Сталину, тот был категорически против. К тому времени уже существовали другие творческие союзы - Союз писателей был создан Горьким еще в 1934 году, Союз композиторов существовал с 1932 г. Но кино Сталин не желал отдавать ни в чьи руки. Он считал себя единственным руководителем кинематографа. Ему ни к чему были какие-то там еще общественные организации. Отец народов, конечно, был большим любителем кино, но дело не только в этом. Нельзя забывать, что кино было самым мощным носителем пропаганды, главным идеологическим оружием. Именно в этом аспекте и следовало понимать слова Ленина: "Важнейшим из искусств для нас является кино". Кстати, Одесская киностудия, родившаяся в 1919 году, первоначально являлась киносекцией политотдела 41-й дивизии Красной Армии, выпускавшей агитфильмы.

Только после смерти Сталина вновь был поднят вопрос о создании творческого союза кинематографистов. Но сначала был создан Союз работников кино - СРК, руководителем которого стал Пырьев. СРК начал подготовительную работу в республиках по созданию в них местных Союзов. Так Союз работников кино был создан и в Одессе. Первоначально он насчитывал всего двенадцать человек. Возглавил Одесский СРК режиссер Василий Левин. О дате создания СРК в Одессе можно судить по членскому билету моего отца, кинодраматурга Григория Колтунова, одного из фундаторов Союза. В билете указана дата - 17.07.1957. Правда, это уже не тот билет, что был выдан отцу при вступлении. Те билеты были заменены после создания независимого украинского государства, но даты вступления в Союз в них сохранены. Оргкомитет Одесского СРК, в который входили Василий Левин, Григорий Колтунов и редактор Иосиф Жига-Резницкий, принял участие в разработке устава Союза и подготовке к учредительному съезду. Делегатами этого съезда от Одессы стали Василий Левин и Григорий Колтунов. Союз кинематографистов УССР был учрежден, и датой его рождения считается 6 февраля 1958 года. Первым председателем Одесского отделения СКУ был Василий Левин. Через 4 года его сменил Петр Тодоровский. Третьим председателем стал режиссер Вадим Костроменко. Кстати, Вадим Васильевич Костроменко избирался председателем Союза пять раз, так что общий стаж пребывания его на этом посту в общей сложности составил 20 лет. Его периодически сменяли режиссеры Вадим Лысенко и Станислав Говорухин, художник Александр Токарев и Геннадий Збандут (ушедший к тому времени с поста директора киностудии, которую он блестяще возглавлял в течение 20 лет), сценарист Рудольф Отколенко. Сегодня председателем Одесского отделения Национального Союза кинематографистов Украины является народный артист Украины режиссер Ярослав Лупий.

Чем отличался Союз кинематографистов от профсоюза? В профсоюзе должны были состоять все работники киностудии, от директора до вахтера. В СК принимали лишь тех, кто "внес значительный вклад в советское киноискусство". Так было записано в уставе, и этот пункт (с заменой слова "советское" на слово "украинское") существует и сегодня. Благодаря этому пункту можно определить сегодняшнюю ситуацию в украинском кинематографе. Ее отражает рост числа членов Союза кинематографистов, теперь уже Национального Союза кинематографистов Украины - НСКУ. Если изначально членов Одесского отделения СК было двенадцать, то через год Союз насчитывал уже пятьдесят членов, еще через несколько лет число членов СК достигло семидесяти, затем превысило сотню и... процесс затормозился. Затормозился потому, что выполнить вышеуказанный пункт устава сегодня необыкновенно сложно в силу того, что молодого украинского кино практически нет. Ну, повезло кому-нибудь из молодых, достал деньги и снял фильм. Но один фильм - это еще не "значительный вклад"... Тем более, что "вкладом" считается картина, отмеченная наградой на фестивале - внутреннем или тем более международном.

Те, кто работал в советское время, помнят, что такое "треугольник". На большинство документов, например, на характеристику для турпоездки за рубеж, требовалась виза этого "треугольника", то есть - дирекции, парткома и профкома. Эти три организации работали в тесном контакте. А как с дирекцией и партийными органами сотрудничал Союз кинематографистов? Что касается контактов СК с дирекцией, то он в те годы тоже был тесным, хотя в основном касался творческих вопросов. Как вспоминает Вадим Васильевич Костроменко, никаких серьезных разногласий между Союзом и дирекцией не возникало, особенно в годы, когда директором студии был Збандут. По его инициативе Союз активно участвовал в обсуждении творческих программ и перспективных тематических планов студии. К мнению членов Союза прислушивались, потому что это было мнение профессионалов. Тем более, что худсовет студии в основном состоял из членов Союза. Правда, в те годы в худсовет привлекались и люди со стороны - писатели, журналисты... У них могла быть своя точка зрения, расходящаяся с мнением кинематографистов, но в конце концов удавалось найти общий язык. Такие дискуссионные заседания худсовета были самыми интересными. Ежегодно проводилась творческая конференция, обсуждались снятые за год фильмы. Часто члены Союза оказывались самыми жесткими критиками, более жесткими, чем пресса. Это было хорошим стимулятором. Кинематографисты сами себе поднимали планку. Стенограммы таких заседаний до сих пор хранятся в музее СК. Сегодня читать их необыкновенно интересно.

И в общественной работе Союз сотрудничал с дирекцией киностудии. Иногда инициатива каких-то мероприятий исходила от Союза, иногда - от киностудии. Например, в Мариуполе (Жданове) построили мощный кислородно-конверторный комплекс при заводе "Азовсталь". В рамках шефства при комплексе был создан Клуб любителей кино "КИТЫ" (КИно и ТЫ). Все премьеры фильмов Одесской киностудии проходили там. К сожалению обеих сторон, с развалом СССР клуб "КИТЫ" закончил свое существование.

Одесское отделение СКУ пропагандировало не только фильмы Одесской киностудии. При Союзе существовало бюро пропаганды советского кино. С помощью этого бюро Союз проводил множество мероприятий, притом не только и не столько в Одессе, сколько в глубинке, в самых отдаленных уголках. При Союзе была военно-шефская комиссия, которую возглавлял мой дядя Борис Колтунов. Шефы из СКУ ездили в самые дальние гарнизоны, привозили фильмы, встречались с солдатами. Интересно то, что поначалу солдатам возили в основном фильмы о войне, о солдатах. А потом ребята сказали: "Нам военной жизни и здесь хватает, давайте что-нибудь из мирной". Тогда шефы перестали возить военно-патриотические фильмы и стали возить фильмы, рассказывающие о мирной жизни, которая ждала ребят по окончании службы, ее гражданских проблемах. Работа комиссии была признана лучшей в стране. В доме моего дяди, в его комнате висела фотография, на которой великая актриса Гоголева, вручала ему грамоту за работу ВШК. Гоголева возглавляла военно-шефскую комиссию во всесоюзном масштабе и имела звание МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, присвоенное ей Климом Ворошиловым.

По инициативе того же Збандута члены СК привлекались к решению не только творческих вопросов, например к работе комиссии по распределению постановочных вознаграждений членам киногруппы в зависимости от их творческих заслуг при съемке фильма. Председателем комиссии стал В. Костроменко. Комиссия добивалась того, чтобы использовались все выделенные на постановку деньги, чтобы ничего не списывалось, тем более, что в советское время кино было для государства самой доходной статьей. Оно полностью обеспечивало социальные нужды на здравоохранение и образование в масштабе всей страны.

Союз кинематографистов и сам располагал значительными финансовыми средствами. Причем не столько за счет взносов - это были бы, как и сегодня, копейки, или за счет индивидуальной деятельности членов Союза, последнее вообще исключалось, поскольку кино - искусство коллективное. Деньги СК выделялись из бюджета через Министерство культуры. Таким образом, у Союза всегда были средства на творческие командировки, на поездки по проведению премьер в глубинке и т. д., не говоря уже о материальной помощи нуждающимся. Сегодня почти половина членов Союза - пенсионеры. И работа Союза в основном направлена на спасение, на помощь еще живым старикам - членам Союза, на то, чтобы как-то поддерживать их, выделяя им какие-то стипендии, добавки к пенсии. И похороны осуществляются за счет Союза... Печально все это...

Что касается сегодняшней общественной деятельности Союза, то она проводится в основном через музей кино, принадлежащий Союзу кинематографистов. Вот и во время моей беседы о прошлых и нынешних делах Союза с директором музея Вадимом Костроменко к нему пришли из "Дома с ангелом" с просьбой помочь провести мероприятие, связанное с юбилеем Владимира Высоцкого. Костроменко вручил посетителям кожанку и шляпу Высоцкого-Жеглова. Нельзя не назвать еще одну важную акцию, проведенную Союзом. На 2-м кладбище восстановлено захоронение нашего первого изобретателя киноаппарата Тимченко. Осталось лишь установить на памятнике барельеф, и состоится официальное открытие памятника. Сейчас Союз ищет спонсоров, потому что планирует установить стелу в память кинематографистов, пострадавших в годы сталинских репрессий, расстрелянных, сосланных. Уже собраны все документы, материалы, договорились со скульптором Головановым, автором четырех барельефов на фасаде киностудии...

Но вернемся к вопросу, заявленному вначале. Он похож на заголовок передовицы в газете "ПРАВДА". А именно: "О роли партии в работе Союза кинематографистов". Вопрос не праздный, поскольку партия вмешивалась во все сферы жизни страны, а уж такую идеологическую отрасль, как кино, оставить своим вниманием партийные органы не могли. Вот что по этому поводу рассказал мне Вадим Васильевич Костроменко.

"В основном Союз кинематографистов и партийные органы находили общий язык, причем не за счет нашей капитуляции. Вспоминаются лишь два печальных случая. Я в очередной раз был председателем Союза. Ко мне обратились из обкома партии с просьбой прочитать сценарий Алексея Каплера - в Одессе собирались снимать картину о том, как создавался фильм "Броненосец Потемкин". Я написал самую хорошую рецензию - у Каплера плохих сценариев не бывало. Но тем не менее обком не разрешил снимать в Одессе этот фильм, потому что там "участвует в массовке очень много деклассированного элемента, вплоть до проституток. Незачем сбивать планку тех, кто создавал этот фильм". Еще один случай касался лично меня. Я узнал, что президент Франции де Голль посетил Киев и на банкете, устроенном в его честь, предложил первый тост за женщину, которая на заре нашей истории объединила наши великие народы, то есть за Анну Ярославну - королеву Франции. Меня это как-то зацепило. Я зарылся в материал и написал сценарий. Наша редколлегия его приняла. Но тематические планы утверждались в обкоме. Практически никогда возражений не было. Но тут они заупрямились, мол, мы от вас ждем фильмов о рабочем классе, о колхозном крестьянстве, а вы нам о королях подсовываете. В России к вопросу отнеслись спокойней, и через три года после моей попытки поставить фильм о Ярославне, вышла ленфильмовская лента Игоря Масленникова "Ярославна - королева Франции", конечно, уже не по моему сценарию, и это был совсем другой фильм".

Одно из самых интересных достижений Союза тех лет было создание международного кинофестиваля "Золотой Дюк". Идея проведения кинофестиваля зародилась в Одесском отделении СКУ. Странно было, что в большом портовом городе, где есть ставшая уже знаменитой киностудия, нет своего кинофестиваля. В тот период председателем Союза был Станислав Говорухин. Он всегда был личностью представительной, солидный, с трубкой, умел производить впечатление. К тому же уже вышел его фильм "Место встречи изменить нельзя". Он пробил эту идею, ее поддержали и студия, и город, и в Москве, в Министерстве культуры, и встал вопрос о программе фестиваля. Обычно на фестивали посылались фильмы "высоколобых" режиссеров (есть даже такое понятие - "фестивальный фильм"). В Одессе решено было проводить фестиваль фильмов, созданных в расчете на массового зрителя, популярных, любимых народом. В частности, на Одесской киностудии в основном снимались именно такие ленты. Да и фильмы самого Говорухина относились к такой же категории и никогда ранее на фестивали не посылались. Словом, как сказали бы сейчас, форматом "Золотого Дюка" стал "Фестиваль популярных жанров". Фестиваль просуществовал недолго, но имел большой резонанс. Сейчас Одесское отделение НСКУ снова подняло вопрос о создании в Одессе международного кинофестиваля. Его название и программа пока в стадии обсуждения, но идея уже получила поддержку у Одесских городских властей и в Киеве, в Союзе кинематографистов. Но пока неизвестно, как отнесутся к этой идее в Министерстве культуры Украины, тем более, что сейчас туда пришел новый министр, Волкун, и трудно пока сказать, какие у него будут приоритеты. Но Одесский Союз кинематографистов и его председатель Ярослав Лупий пока не теряют надежды, что в Одессе будет международный кинофестиваль. Кстати, недостаточно просто назвать фестиваль "международным". Нужно, чтобы прошло не меньше 5 фестивалей, в которых будут участвовать фильмы из стран ближнего и дальнего зарубежья, и тогда специальная международная комиссия будет решать вопрос об официальной придаче фестивалю статуса международного.

Хотелось бы, чтобы, если не ко Дню рождения НСКУ - 6 февраля, то хотя бы к концу февраля, когда будет проводиться празднование этого события, вопрос быть или не быть кинофестивалю в Одессе был решен. Но не будем загадывать.

Елена КОЛТУНОВА.