Номер 50 (846), 22.12.2006

ИМПЕРАТРИЦА И ЧУМИЧКА

"Ты собираешься писать о ней в связи с юбилеем? – спросили меня. Я пожала плечами: "при чем тут юбилей?!" Есть люди, о которых стоит и хочется писать независимо от того, что подошли они к какому-то рубежу, да и к рубежу ли?

Судьба ее оказалась, как бы это сказать, многонациональной и, что ли полигеографичной. Профессий пришлось сменить не один десяток, в том числе и военных. Надо сразу признать, что ей оказались удивительно к лицу мундиры всех родов войск, начиная с голубого гусарского ментика..."

Вот так ровно 10 лет назад начала я свой очерк о народной артистке Украины, кумире одесских поклонников оперетты Людмиле САТОСОВОЙ.

И вот снова юбилей. И снова я могла бы начать с шутливой фразы об "освоенных профессиях". Да что профессия! Сцена может в течение вечера поменять социальный статус актера от принца до нищего. Или, как в данном конкретном случае – от ЧУМИЧКИ до ИМПЕРАТРИЦЫ. Ну с императрицей все ясно – те, кто видели в Одесском русском драматическом театре спектакль Ф. Лаубе "Амурные баталии времен князя Потемкина", знают, что императрицу Екатерину II с успехом сыграла Людмила Сатосова. Кстати, это одна из любимейших ее ролей в Русском театре, куда она была приглашена в труппу вместе с Семеном Крупником после распада театра "Ришелье".

А вот догадайтесь, кого из своих персонажей Людмила Ивановна называет "Чумичкой". Нет, не Хавронью в "Вие". Хавронья – персонаж яркий, колоритный, а Чумичка она и есть Чумичка – серая, невзрачная, незаметная, с кошелкой, в руках и потертом пальто. Вот теперь правильно – это Светлана Васильевна из спектакля Александра Галина "Аккомпаниатор". С моей точки зрения, это одна из лучших ролей Сатосовой. Роль, в которой она продемонстрировала свой актерский диапазон. Потому что, согласитесь, одно дело играть императрицу, ну пусть даже не императрицу, а графиню де Бревиль в "Дилижансе из Руана", или герцогиню в пьесе Ж. Ануйя "Странный этот мосье Жак", или изысканную русскую аристократку – графиню Вронскую в "Анне Карениной". Да ладно, Бог с этими титулованными особами, но актрисы Юлия-Джулия ("В нашем милом королевстве" по "Тени" Шварца) и Сессил Робсон ("Квартет" Р. Харвурда) требуют совсем других красок, строятся совсем на других интонациях и эмоциях нежели образ современной, недалекой, немолодой, душевной женщины – Светланы Васильевны. К сожалению, не все названные спектакли остались в репертуаре театра. Особенно Людмиле Ивановне жаль таких ярких и острохарактерных ролей, как роли Сессил Робсон и Юлии-Джулии.

Но вернемся к Театру музыкальной комедии, ибо в этом театре (точнее театрах этого жанра) прошла большая часть сценической жизни Людмилы Ивановны Сатосовой.

Десять лет назад этот пласт жизни мы с Людмилой Сатосовой и ее мужем, другом, партнером, ее биографом Виктором Эгиным восстанавливали по его дневникам, в которых он из года в год, изо дня в день, от спектакля к спектаклю фиксировал события жизни и творчества своей Люси. И альбомы, альбомы, альбомы... В них фотографии, на которых запечатлена ее необыкновенная красота. В них все ее роли, а их в жанре оперетты сыграно было более двухсот (в том числе в оперетте "Голубой гусар", чей ментик был так к лицу молоденькой Люсе).

К сожалению, фотограф не зафиксировал тот решающий момент, когда с легкой руки главного инженера оборонного завода, на котором работала самарская школьница Люся Сатосова, Ильи Брука и знаменитого авиаконструктора Андрея Туполева начался путь заводской певуньи к звездам театрального небосклона. В 1944 году никто не думал, что участие самого Туполева в судьбе девчонки, наскоро обряженной в чужую одежду для того чтобы она могла пойти на прослушивание, окажется символичным. Но можно считать, что старт ввысь Люся взяла именно на этом прослушивании, когда пела перед Козловским, Шумской, Барской, Шпилер, словом, перед знаменитейшими певцами Большого театра, находившегося в Самаре (тогда Куйбышеве) в эвакуации. В студию этого театра и поступила Люся. Цитирую дословно то, что писала 10 лет назад. "Нет в альбомах и фотографий этого знаменитого прослушивания с ареопагом великих певцов: нет фотографий уроков сценического мастерства, проводимых Борисом Тамариным; не зафиксированы занятия вокалом, где вместо педагога был концертмейстер (возможно, лучший из вариантов, когда сама природа обо всем позаботилась заранее); нет в альбомах фотографий уроков хореографии, на которой можно было бы увидеть, как между стоящими у станка юными танцорами прохаживается с хлыстом в руках педагог Данилина, чтобы в нужный момент "поправить" недостаточно прямо вытянутую ножку..." Не нашла я в альбомах и традиционного группового снимка выпускников 10-го класса. Школу Люсе пришлось заканчивать экстерном".

Первый выход Людмилы Сатосовой на сцену – это роль в "Верном друге". А вскоре пришел и настоящий успех. Молодая дебютантка выступила в труднейшей роли Серполетты в "Корневильских колоколах" Планкета. Фото в альбоме сохранило этот прелестнейший образ.

С 1951 по 1960 год Людмила Сатосова проработала в Свердловском театре оперетты. Там она создала ряд ролей (в альбомах сплошной калейдоскоп очаровательных образов), потому что в Свердловском театре премьеры следовали одна за другой. Этот театр был прекрасной школы актерского мастерства, артистизма и даже аристократизма. Недаром Свердловский театр называли ссыльным – в нем работало много бывших князей и других титулованных особ, чье присутствие западнее Свердловска было нежелательно властям.

Вспоминая этот период жизни, Людмила Сатосова говорит:

— Мне, обыкновенной советской девчонке, уроки аристократических манер пригодились. Потому что в оперетте часто приходится играть аристократок. И кроме всяких графинь и герцогинь я также переиграла всех императриц: Екатерину II, Александру Федоровну в "Белых ночах". Да еще была императрица в "Русском секрете"...

Свердловск сыграл еще одну важную, может быть, даже главную роль в жизни Людмилы. Здесь судьба на всю жизнь свела ее с Виктором Эгиным. Здесь родился и ее сын Саша.

Снова цитирую свою статью, ту – десятилетней давности:

"Можно ли по фотографиям проследить путь вверх? Трудно. Ведь после большой, сложной партии можно сделать шедевр и из маленькой роли. И как увидеть на фото тот рубеж, который отделяет Люсю Сатосову от заслуженной артистки РСФСР Людмилы Сатосовой? Тем более, что звание, полученное в 26 лет, не в силах пригасить сияние молодости. Впрочем, когда 6 марта 1965 года Людмиле Сатосовой торжественно вручали звание народной артистки Украины, она была так же очаровательна, как в дни своей юности. Об этом свидетельствуют не только фотографии из альбома. Это могут засвидетельствовать все одесситы – поклонники ее таланта. Звание она получала уже в Одесском театре музыкальной комедии, куда ее сманил из Свердловска Гриншпун-отец, где она переиграла десятки ролей, где ее партнерами были Дынов, Применко, Водяной, Боровский, Силин... откуда ее "увел" в театр "Ришелье" Гриншпун-сын".

Не будем анализировать, почему Людмила Сатосова вместе с группой других артистов музкомедии ушли в театр "Ришелье". Но в любом случае театр "Ришелье" принес новые роли, новые темы, новую интересную работу, возможность по-новому высветить свой талант... (И новые фотографии – Е.К.). Театр распался, когда подкралось 70-летие. Но, видимо, силен еще был в Сатосовой творческий запал. И она с радостью согласилась вновь стать дебютанткой, вместе с народным артистом Украины Семеном Крупником начала новую жизнь, решилась на новое амплуа актрисы драмтеатра. На это нужно было определенное мужество, так как ей и Крупнику предстояло заменить в труппе театра ушедших на пенсию (а через несколько лет и из жизни) любимцев Одессы Полякову и Котова.

Намедни мне довелось увидеть Сатосову и Крупника на юбилейном вечере Людмилы Ивановны. Они исполняли номера из репертуара своей молодости. И так символично прозвучал известный дуэт: "Если ты, мой свет, проживешь сто лет, значит мы вместе прожить сумеем двести, прожить сумеем двести, двести лет".

Дай Бог!

Елена КОЛТУНОВА.

На фото:

"Аккомпаниатор". Чумичка – Светлана Васильевна.

"Вий". Народные артисты Украины Л. Сатосова и С. Крупник.