Номер 39 (835), 06.10.2006

ФЕСТИВАЛЬ

ОТЦЫ И ДЕТИ ДЖАЗОМАНИИ

ЗАМЕТКИ ПОСЛЕ "ДЖАЗ-КАРНАВАЛА В ОДЕССЕ"

Разграничить "отцов" и "детей" в джазе трудно, если исходить только из возраста. К какому возрасту отнести исполнителя, который готов без устали, забыв о времени, импровизировать, или слушателя, стоящего, раскрыв рот и притоптывая в такт ногой, возле одного из играющих на улице диксилендов? А что сказать о пассажирах "Джазохода" с диксилендом на борту, размахивающих флажками и шариками? Чем они отличаются от мальчишек, норовящих прокатиться "на колбасе" этого старинного открытого трамвайчика, вышедшего на маршрут по исторической части Одессы?

А исполнители и публика на Гала-концерте у Оперного театра? Как определить хотя бы средний возраст исполнителей, если в концерте звучал голос корифея джазовой импровизации Татьяны Боевой, а через несколько номеров ее сменила российская молодежная группа Rychy's M.F., которая лишь начинает покорять западный рынок.

Что касается публики, собравшейся на Театральной площади, то вскоре после начала концерта, она оказалась преимущественно молодежной, поскольку в этом году сидячие места предусмотрены не были.

Но "Джазоход" и Гала-концерт – это, так сказать, обрамление основных событий фестиваля.

Если начать по порядку с первого вечера в филармонии, то его открывал именно молодежный Биг-бенд Николая Голощапова.

Биг-бенд приветствовали теплыми аплодисментами, как доброго старого знакомого. В конце программы публику ждал сюрприз – три девочки, три счастливые находки Николая Голощапова. Имя одной уже не первый год знакомо одесситам – Наташа Оцабрик, подросшая и физически, и творчески. Возможно, ее ждет будущее Ларисы Долиной, если взросление не уменьшит шарма той детской раскованности и непосредственности, что была ей присуща в начале карьеры. То же можно сказать и об Оле Богатыренко. Эта 14-летняя девочка обладает незаурядным обаянием. Ее исполнения знаменитого "Кабаре" Д. Кендера вызвало шквал аплодисментов. Но окончательно всех покорила 10-летняя Маша Монастрыская. Голос, темперамент, осознанность исполнение (а исполняла Маша такую суперзажигательную вещь, как "Sing, Sing, Sing").

В антракте взрослые дяди целовали девочке ручки. В восторге по поводу ее исполнения было не столько умиление, сколько оценка незаурядных вокальных и исполнительских данных. К огорчению джазофанов Маша сказала, что мечтает о карьере не джазовой, а оперной певицы.

В этот день молодежных выступлений больше не было, если только не отнести пианиста Ули Ленца и саксофониста Франсуа Жанно (Германия-Франция) к молодежи по уже названному выше принципу: увлеченность своим искусством; которая в отсутствие регламента (почему-то упраздненного в этом году) довела до состояния сонной одури большую часть зала вне зависимости от возраста. Все же авангардный джаз воспринимается в несколько ограниченном количестве. Зато возникшей любви к мастерству грузинского трио Shin, ностальгирующего ныне в Германии по "песням Грузии печальной" оказались "все возрасты покорны".

Таким же демократичным (в отношении возраста) оказался успех Funky Band Аркадия Овруцкого (до боли знакомого одесситам), на этот раз участвовавшего в фестивале вместе с Фрэнком Лейси (Ах! Эти гарлемские мелодии!). То же можно сказать об Open Quartet Джованни Фальцоне (Италия), в котором участвовали музыканты из Норвегии, Германии и России. И была еще одна группа, к которой проявили интерес и стар, и млад. Это Nenad Vasilic Balkan Band. Балканский джаз, как и балканское кино, начинает завоевывать публику. Кино я упомянула неспроста. Ведь до недавнего времени о балканской музыке мы имели представление лишь благодаря оркестру Горана Бреговича (которого на родине величают "Наш Мик Джаггер"), звучащему в фильмах Эмира Кустурицы.

Были еще два участника фестиваля: группа mWWm из Нидерландов и певца Эльдбьорг Ракнес из Норвегии.

Ни те, ни другая, с моей точки зрения, к джазу не имеют отношения. Говоря языком буклета, выпущенного к фестивалю, "mWWm – это группа НЕО-ШАМАНОВ, которая создает полный спиритуализма мультистилистический музыкальный проект". Мультистилистический – по определению составителей буклета означает, что "это музыка вне границ стилей и жанров". Что касается спиритуализма, то однообразное пение (хоть убей, одну мелодию не отличить от другой) шагающей походкой клюющего на ходу петуха Омара Ка – сенегальца из западно-африканского кочевого племени Фула, – возможно, действительно может вызвать африканских духов, но зато довольно скоро выгнало все старшее поколение любителей джаза из африканской духоты зала на свежий воздух. А молодежь, свободная от возрастных предрассудков и способная воспринимать с интересом все новое, слушала и одобрительно аплодировала.

Почему я объединила в одну компанию сенегальца и норвежку (где Африка, а где Скандинавия?!), да потому, что Эльдбьорг Ракнес тоже шаманила. Вот что пишется о ней в буклете: "Ее манера пения невероятно далека от цитирования джазовых афоризмов". Использование особого вида горлового пения (йойок), принятого у аборигенов севера Скандинавии – саамов, в сочетании с всевозможными электронными звуковыми спецэффектами – это то же шаманство, только не африканское, а северное. Это "пограничье медитации и фриджаза". Честно говоря, вначале такое пение завораживает, в нем нет примитивности африканских однообразных заклинаний. Оно интересно, но утомительно. И снова только молодежь с восторгом в течение 80-90 минут (регламент, где ты, ау!) погружалась в невероятное число децибелов, обеспечиваемых сильным голосом певицы и мощностью электронной установки.

Праздником души, отрадой глаз и слуха стало выступление Федерального молодежного оркестра из Германии Bujazzo. Этот оркестр был создан как кузница молодых талантов. В составе оркестра музыканты от 14 до 20 лет. Есть и девушки-тромбонистки, и очаровательная хрупкая блондинка с большим, не по ее комплекции, баритон-саксофоном, на котором она виртуозно исполняла как сольные номера, так и партии в дуэтах.

Завершал прогремму в филармонии коллектив, который, как предупредили организаторы "Джаз-карнавала", выступит так, что публика будет висеть на люстрах. И повисли бы, если бы в зале филармонии были люстры.

Квартет Venusbrass, в который входят юные выпускницы Берлинской консерватории Беттина Ваушке (туба), Ульрике Хауптмани (тромбон), Эдит Стайер (саксофон) и Ларисса Шарнофски (ударные), называют "клоунессы джаза". Девушки не только виртуозные музыканты, но и талантливые комические артистки, выдумщицы и прикольщицы. Они появились из глубины зала и, как уличные оркестрики, снова со сцены спускались в зал, оказывались "в толпе". Они, сбросив изящные туфельки, выселили сидящих в первом ряду с их мест и, взобравшись на кресла, играли популярные мелодии, близостью к публике утверждая принципы демократии, свойственные джазу. А затем, обувшись, снова поднялись на сцену, демонстрируя свой темперамент, пластику, очарование. Самая очаровательная (не в обиду другим будь сказано) и самая юная (во всяком случае на вид) Ларисса Шарнофски, не успевшая надеть свои туфельки со сложной системой застежек, так и выступала дальше необутой, чем вызвала еще большую симпатию зала, окончательно сраженного такой непосредственностью и задором. Словом, благодаря девушкам из Venusbrass можно было смело произнести: "Конец – делу венец".

Не так уж много коллективов участвовало в фестивале, чтобы делать какие-то глобальные выводы, но все же кое-что напрашивается.

Если судить о любителях джаза, то молодежь более демократична в своих вкусах. Авангард, ретро, шаманство, фольклор от жаркой Африки до холодной Скандинавии молодые люди воспринимают с одинаковым интересом. Нет, конечно, у каждого в отдельности есть свои пристрастия, но молодое, жадное любопытство заставляет слушать все.

В отличие от "детей", умудренные "отцы" в массе предпочитают следовать своим устоявшимся пристрастями. Не стану утверждать, что "отцов" интересует лишь ретро, это совсем не так, тем более, что тому авангарду, который, скажем, исполняли Ули Ленц и Франсуа Жанно, тоже уже добрых 25-30 лет (если не больше).

Может быть, поэтому авангард играли далеко не самые молодые участники фестиваля. Не было на нынешнем Джаз- карнавале смелых (хотя и не всегда интересных) экспериментов вроде тех, что несколько лет назад демонстрировали французы, например, направляя звук кларнета в ведро с водой. Экзотика нынешнего Джаз-карнавала ограничилась африканским вельдом и скандинавскими снегами. А что касается молодежи, то она, подтверждая основы диалектики показала, что все, в том числе и джаз, развивается по спирали. Обратившись к джазовой классике, молодежь дает ей новую жизнь в современной интерпретации.

P.S. Чуть не забыла о "внуках" Джазомании. Для них благодаря благотворительной организации "Один миллион улыбок" и ее президенту Бобу Ван Ронкелю, а также продюсерскому центру "Джаз-карнавал в Одессе" во главе с Михаилом Фрейдлиным, был организован благотворительный концерт "Один день на фестивале". Зал филармонии заполнили дети из интернатов и дети из малообеспеченных семей.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: Омар Ка из "mWWm" и Эльдбьорг Ракнес.