Номер 04 (800), 03.02.2006

КИНОПРЕМЬЕРА

СТОИТ ЛИ ПЛАКАТЬ О ПРОЛИТОМ МОЛОКЕ?

Вопреки поговорке – стоит. Тем более, если без молока остается голодный малыш. Но плакать приходится не долго. В вагоне поезда, в тамбуре которого мается семья албанских беженцев с ребенком на руках, среди пассажиров, каждый из которых занят собой и только издали бросает с долей любопытства взгляд на происходящее в тамбуре, находится благодетель. Это довольно старый, но бодрый профессор-фармаколог, возвращающийся из Германии домой, в Рим. И хотя мысли его заняты в первую очередь довольно молодой дамой, провожавшей его (он всю дорогу пытается объясниться ей в своих чувствах, составляя письмо – естественно, пользуясь ноутбуком), профессор заказывает официанту стакан молока и отдает его беженцам.

Все это довольно скучно и неинтересно, несмотря на то, что новелла снята одним из величайших мастеров итальянского кино Эрманно ОЛМИ (обладатель Золотой пальмовой ветви и Золотого льва), а в главных ролях такие звезды, как Валери Бруно Тедески и Карло Деле Пиане. И непонятны два момента: первый – зачем в начале фильма нужно было нагнетать страсти с задержкой поезда, с поисками злоумышленников (террористов? нелегальных беженцев?), с полицейскими, служебными собаками...

Словом, была заявка на то, что "Путешествие будет опасным" (помните такую американскую ленту?). А в результате – лишь пролитое молоко, о котором, по поговорке, не стоит плакать. И пропадают в прямом и переносном смысле второй билет и второй обед, который оплатила провожающая профессора дама, желая обеспечить ему комфорт. Это "ружье не стреляет", хотя шанс на выстрел был – помощь беженцам.

И второй момент. Те, кто интересуются программой нового киносезона "Артхаус трафика", пожмут плечами: мол, что за фильм выбрали дистрибьюторы для открытия сезона? Этот вопрос исчезает сам собой после просмотра остальных двух новелл кинотрилогии "Билет на поезд". Следя за перипетиями второй новеллы, вообще забываешь о полицейских – они остались там, в Германии. Но с огромным интересом наблюдаешь за некой дамой, вдовой генерала. Это, что называется, штучный характер (в том числе и исходя из выражения "та еще штучка"). Не удивляешься, что она пережила своего мужа-генерала. Во время двух конфликтов, из первого из которых генеральша выходит победителем, а из второго – побежденной, но не сломленной, зрителям скучать не приходится. Актриса Сильвана де Сантис показала, как говорится, высший пилотаж игры. Особенно в последнем эпизоде новеллы, когда ее бросает не выдержавший генеральского самодурства денщик (молодой парень, проходящий альтернативную службу в армии). Растерянность, отчаяние, бессилие – и все это без слов...

Эту новеллу поставил иранский режиссер Аббас КИАРОСТАМИ (обладатель Золотой пальмовой ветви, номинант на Золотого льва и т.д.). Здесь нелишне напомнить, что у себя на родине, в Иране, режиссер был связан по рукам и ногам рядом запретов шариата.

Третью новеллу снял английский режиссер, признанный мастер "соцреализма" в кино, обладатель ряда призов, в том числе и Приза экуменического жюри за вклад в киноискусство. Действие происходит в том же поезде, только уже не в вагоне-ресторане, как в первой новелле, и не в вагоне первого класса, а во втором или даже третьем классе. В нем едут на футбольный матч в Рим трое молодых парней из Шотландии. В этом же вагоне семья уже знакомых по первой новелле албанских беженцев. У одного из шотландцев пропадает билет. Парни оказываются в сложной ситуации – штраф во много раз превышает стоимость билета и их финансовые возможности. Один из них догадывается, что билет выкрал подросток-албанец, которого они кормили сэндвичами. Хотя его друзья против, он обыскивает мальчишку. Выявляется, во-первых, что парень прав, во-вторых, что беженцев на кражу толкнули трагические обстоятельства. В итоге самый агрессивный из шотландской троицы жертвует беднякам свой билет. Новелла очень теплая, сделана с мягким юмором и полна оптимизма и человечности.

Вот такое в целом удачное начало нового сезона артхаусного кино, который будет проходить в кинотеатре "Маски" благодаря сотрудничеству "Артхаус трафик", клуба любителей кино "U-синема" и дирекции "Масок".

В феврале компания "Артхаус трафик" планирует показать в к/т "Маски" российский фильм "Первые на луне" режиссера Алексея Федорченко (приз на МКФ в Венеции). Фильм в значительной мере документальный и одновременно интригующий. Показ планируется на 16-22 февраля.

Е. К.