Номер 50 (1097), 29.12.2011
Слово "фестиваль" в переводе означает "праздник". Но в действительности большинство фестивалей - это еще и борьба. Борьба за призы, за первые места.
На неюбилейном 41-м Киевском международном кинофестивале дебютных фильмов "МОЛОДОСТЬ" борьба за призы началась с "битвы". Фестиваль открылся историческим фильмом Ежи Гоффмана "БИТВА ЗА ВАРШАВУ. 1920".
Хочу напомнить, что каждый крупный международный фестиваль имеет свою фирменную награду. Американская академия киноискусства победителя награждает статуэткой "Оскар". Каннский фестиваль - "Золотой пальмовой ветвью". Берлинский - "Золотым медведем" (или серебряным - 2-я награда). Если фильм получил "Золотого" или "Серебряного льва", значит, он участвовал в Венецианском фестивале. А на Киевском международном кинофестивале дебютных фильмов главная борьба идет за "Скифского оленя". Это - изящная, стилизованная статуэтка, которой награждается победитель фестиваля, завоевавший Гран-при (и $10000). Хотя, по большому счету, дело не в статуэтке и даже не в деньгах. Дело в том пути, который открывается перед победителем. Так Брюно Дюмон, дебютировавший на "МОЛОДОСТИ" в 1997 году лентой "Жизнь Иисуса", через два года получил "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале за свой второй фильм "Человечество". А Ален Берлинер, отмеченный на "МОЛОДОСТИ" призом за лучший полнометражный игровой фильм, стал обладателем приза "Золотой глобус" (приз голливудской ассоциации международной прессы). На "МОЛОДОСТИ" дебютировали Франсуа Озон, Этторе Скола, Ежи Гоффман, Марио Моничелли, Алексей Герман-мл., Геннадий Сидоров, Алексей Балабанов, Иван Вырыпаев, Бакур Бакурадзе... Список можно продолжить. Не все из перечисленных в этом списке получали Гран-при, но само участие в МКФ "МОЛОДОСТЬ" - это уже победа, это значит, что ты с успехом прошел отборочную комиссию, и твоя картина оказалась в числе 12 полнометражных конкурсных фильмов, отобранных из нескольких сотен.
В такой же ситуации находятся участники еще двух конкурсных программ: студенческой и программы фильмов короткого метра, снятых теми, кто уже окончил обучение. Правда, за Гран-при они пока не борются, да и вторая по весу награда - приз за лучший полнометражный игровой фильм, даже по регламенту (что видно из названия награды) этим категориям не присуждается. Хотя бывают и исключения... В 2006 году приз за лучший игровой фильм получила короткометражная (скорее, среднего метра) картина "Марилена из квартала Р7" румынского режиссера Кристиана Нимеску, трагически погибшего при съемках своего следующего дебютного уже полнометражного фильма "Калифорнийская мечта" (его показали на "МОЛОДОСТИ" в 2007 г.).
Но вернемся к тому, что фестиваль - это праздник. Но праздник может быть обставлен пышно, помпезно, с разной праздничной атрибутикой, а может быть тихим. Так сказать, праздником внутри себя. Праздником в душе.
Так и 41-й Киевский международный кинофестиваль дебютных фильмов прошел на редкость скромно и тихо. Не было торжественного открытия-закрытия во Дворце "Украина", не было красной дорожки к Национальному оперному театру. Открытие фестиваля состоялось в отдаленном от центра кинотеатре "Киевская Русь" - огромном, вместительном, но безбожно холодном. Закрытие - в уютном, теплом, уже обжитом за последние годы постоянными участниками фестиваля, кинотеатре "Киев".
Именитых гостей тоже было - раз-два и обчелся. Ежи Гоффман, Рустам Ибрагимбеков, Кшиштов Занусси, Алексей Герман-младший, Александр Баширов, Алексей Горбунов, Андрей Звягинцев, Игорь Волошин и Сергей Лобан.
Хотя в этом году не было ни Софи Лорен, ни Катрин Денев, ни Софи Марсо и Кристофа Ламберта, не было даже постоянного гостя фестиваля Жерара Депардье, кинопрограмма фестиваля компенсировала их отсутствие.
Да и внеконкурсная программа была высокого уровня. Достаточно сказать, что в рамках внеконкурсной программы были показаны такие потрясающие душу фильмы, как лента-исповедь великого южнокорейского режиссера Ким Ки-Дука "Ариранг", картина "Надер и Симин. Развод" иранского режиссера Асгара Фархади, которую смело можно назвать шедевром (картина получила приз "Золотой медведь" на Берлинале), и немой польский фильм "Маня" с легендарной Полой Негри в главной роли.
Но были и разочарования. Первое же разочарование было связано с тем, что, как стало известно, запланированный на закрытие фестиваля фильм Александра Сокурова "Фауст" его продюсеры по своим финансовым соображениям дать отказались. Поэтому и в каталоге, и в программе фестиваля в рубрике фильм закрытия писалось фильм-сюрприз.
Сюрприз и получился. Выручил из форс-мажорной ситуации другой выдающийся российский режиссер - Андрей Звягинцев, предоставив на закрытие свой последний, но уже отмеченный наградами фильм "Елена". Более того, после двух фильмов Звягинцева, показанных на "МОЛОДОСТИ": "Возвращение" (фильм закрытия "МОЛОДОСТИ" 2003 года) и "Изгнание", в которых явно просматривалась притча, "Елена", жанр которой, скорее, можно оценить как бытовой триллер, стала неожиданностью. Хотя в какой- то мере это тоже притча. Только притча заземленная, погруженная в детали современных реалий. Фильм снят с высочайшим мастерством, но о нем надо писать отдельно.
Если разочарование от того, что не удалось посмотреть обещанный на закрытие фестиваля фильм Сокурова "Фауст", компенсировалось замечательным фильмом Звягинцева "Елена", то отсутствие в конкурсной программе полнометражных фильмов достойной украинской картины после прошлогоднего триумфа не компенсировалось ничем. Впрочем, разовая (единственная за 40 лет существования фестиваля) победа на юбилейном 40-м фестивале фильма Сергея Лозницы "Счастье мое" не давала гарантии, что и впредь украинское кино будет на равных соперничать с зарубежными фильмами, тщательно отобранными комиссией для конкурса фестиваля. (Я в ряде статей писала об этом, в частности в аналитической статье "Один Лозница, как одна синица, погоды не делает"). При этом не следовало забывать, что фильм "Счастье мое" снимался в копродукции с Россией и Германией.
Собственно, если бы в конкурсной программе не было вообще в этом году украинской продукции - дело обстояло бы не так позорно. Но почему-то последний из конкурсных фильмов "Земля забвения" упорно позиционировался как украинский, правда, снятый в копродукции с Францией, Германией и Польшей. Правда и то, что в каталоге значились только последние три страны - без Украины. Явно украинского в фильме были только место действия - Чернобыль - и актриса, сыгравшая главную роль, - наша "девушка Бонда" Ольга Куриленко. Режиссер фильма - француженка Михаль Боганим, видимо, сделала на Куриленко большую ставку. Не помогло.
Фильм оказался чудовищно непрофессиональным. Трагедия Чернобыля искажена во всех деталях. Даже дата на календаре значилась 29 апреля. Несколько красивых кадров в начале фильма не искупали той небрежности, с которой был сделан фильм. Эта небрежность сказалась во всем, начиная с первых же титров, в которых в названии фильма в слове "забвение" вместо "б" стоял "ь" или "ъ".
Третье разочарование было связано с обидно скудной программой российских фильмов, к которым фестивальная публика проявляет всегда большой интерес. В программе конкурсных полнометражных фильмов вообще не было ни одного российского. Это удивило многих. За 9 лет, что я езжу на фестиваль "МОЛОДОСТЬ", - такое впервые. Обычно в программе не менее двух фильмов российских дебютантов. На "МОЛОДОСТИ" только за последние годы дебютировали такие получившие мировое признание российские режиссеры, как Денис Евстигнеев, Алексей Балабанов, Геннадий Сидоров (Гран-при за фильм "Старухи"), Иван Вырыпаев (приз за лучший игровой п/м фильм - "Эйфория"), Бакур Бакурадзе (Гран-при за фильм "Шультес"), Алексей Герман-мл., Сергей Маслобойщиков, Василий Сигарев...
Неужели разговор на "Кинотавре" о кризисе в российском кино был не беспочвенным?
Генеральный директор МКФ "МОЛОДОСТЬ" Андрей Халпахчи, не став анализировать ситуацию в российском кинематографе в целом, пояснил ситуацию так:
- Мы, как фестиваль дебютного кино, не можем включать в конкурс второй или третий фильм режиссера, как бы хорош он ни был. А среди дебютов отборочная комиссия не нашла ничего достойного.
Из кулуарных разговоров я поняла, что Российское посольство,
всегда принимающее деятельное участие в подборе и продвижении
российских фильмов на МКФ "МОЛОДОСТЬ", на призывы оргкомитета
фестиваля в этом году так и не откликнулось.
Кстати, и традиционная внеконкурсная программа "Новое русское кино" в этом году включала всего 4 фильма (обычно бывало до девяти картин). Это "Бедуин" Игоря Волошина, "Мишень" Александра Зельдовича, "Охотник" Бакура Бакурадзе и стилистически выпадающий из этого ряда фильм Олега Фейнгольца "Безразличие" с молодыми еще Федором Бондарчуком и Александром Башировым. Да в рамках "особое событие" прошла встреча с Алексеем Горбуновым с презентацией фильма с его участием "Человек, у которого было" режиссера Даниила Белых.
Прямо скажем, немного.
Однако, как уже было сказано, фильм Андрея Звягинцева "Елена" смягчил разочарование фестивальной публики, всегда живо интересующейся кинематографом России.
Зато программа фестиваля явно была комплементарной по отношению к ближайшему нашему соседу Польше. Фестиваль, как уже говорилось, открылся историческим фильмом великого польского режиссера Ежи Гоффмана "БИТВА ЗА ВАРШАВУ. 1920". В фильме снимались Ольга Кабо, Александр Домогаров, Даниэль Ольбрыхский, Михал Жебровский и Богуслав Линда. Но о фильме надо рассказывать отдельно. Тема фильма - это то, что давно волнует режиссера - взаимоотношения наших народов. Достаточно вспомнить такие его ленты, как "Огнем и мечом", "Старая легенда" ("Когда Солнце было Богом"), "Украина. Становление нации". Почему волнует? На этот мой вопрос Гоффман ответил так:
- Мы с вами соседи. Трудно найти страны, в которых история так переплетается, как история Украины и Польши. Говорят, что человек сам выбирает себе друзей, а на родню он приговорен. Так мы приговорены друг к другу. Нам друг от друга никуда не деться. Мы никогда не поменяем наших биографий. Наши культуры переплетались, взаимопроникали друг в друга, дополняли. Так было, так есть и так будет.
Программа наших соседей включала также польское анимационное и польское документальное кино. И гвоздь программы - немой фильм "Маня" - трагическая история работницы сигаретной фабрики - с Полой Негри в главной роли. Фильм шел в сопровождении живой музыки, исполняемой приехавшим из Польши струнным оркестром.
Напомню, "МОЛОДОСТЬ" - это фестиваль дебютных фильмов. Его уникальность не только в масштабности, но и в том, что конкурсная программа включает, помимо полнометражных фильмов, студенческие работы и первые короткометражные фильмы, снятые после окончания учебного заведения. В конкурсе участвовали 26 студенческих работ и 23 короткометражных фильма (всего в этом году на "МОЛОДОСТИ" было показано 200 картин - это меньше, чем обычно). Не буду о них рассказывать подробно, назову лишь призеров.
Приз за лучший студенческий фильм и $2500 разделили "Коралл" Игнасио Чанетона (Аргентина) и "Веревка и кровь" Кубы Чекая (Польша).
Приз за лучший фильм в коротком метре ($2500) получил "Побег" Виктора Карея (Испания); поощрительный диплом - "Девушка и охотник" Ядвиги Ковальской (Швейцария).
(Окончание следует.)
Елена КОЛТУНОВА.
Фото автора: Андрей Халпахчи;
Александр Баширов.