Номер 48 (1243), 12.12.2014

Соединили Ильичевск, Констанцу и Батуми

На протяжении 18 лет Украина была связана с Болгарией, Грузией и Турцией железнодорожно-паромными линиями СК "Укрферри". В этой развитой транспортной черноморской сети не хватало такого важного звена, как Румыния. - Еще в конце 1990-х годов одесские паромщики присматривались к возможности сотрудничества с портовиками Констанцы. Реальные условия появились лишь два года назад, когда в порту был сделан терминал РО-РО, который мог бы принимать украинские паромы. Тогда специалисты "Укрферри" и познакомились со своими будущими партнерами - компанией "Romcargo Maritim", которая является оператором терминала.


Руководители и специалисты обоих компаний довольно быстро нашли общий язык, интересы и вначале разработали проект по перевозке легковых машин из Германии транзитом через Констанцу на Кавказ. Сложность заключалась в стыковке специализированных железнодорожно-автомобильных составов из Германии с подходом в порт паромов из Украины. Эта задача по координации действий транспортников трех стран была успешно решена. Состоялось восемь пробных рейсов, которые показали эффективность и перспективность сотрудничества между "Укрферри" и "Romcargo Maritim".

За последующие два года уже решались проблемы в основном технического плана. Был оборудован пункт пропуска для водителей грузовых автомобилей. Потому что линия, которую открыла "Укрферри", в первую очередь, сориентирована на перевозки грузовых машин вместе с водителями. Также надо было выполнить определенные требования по оборудованию этого пункта пропуска в Констанце в соответствии с европейскими нормами. Только после выполнения всех нормативных согласований открылась линия с жестким расписанием: каждую среду паром выходит из Ильичевска, на следующий день он в Констанце и в воскресенье утром в Батуми.

- Данный проект является важной вехой в развитии не только порта Констанца и судоходства наших стран, но и в целом торгово-экономических отношений между Румынией, Украиной и Грузией, - сказал на открытии линии госсекретарь МИДа Румынии Богдан Ауреску. - В частности, в торгово-экономическом обмене с Украиной за прошедший год мы достигли рекордного результата - 2 миллиарда долларов торгового оборота. Торговый оборот Румынии с Грузией составил 420 миллионов долларов. Другим важным аспектом этого проекта является развитие транзитных сообщений: Черное море - Каспийское море через Кавказ с продлением по Шелковому пути до Китая. Таким образом, порт Констанца с этого момента получил возможность позиционироваться как ворота, через которые товары из западноевропейских, центральных и восточноевропейских стран будут доставляться на Кавказ, в Среднюю Азию и Китай. Румыния и Украина станут исходной точкой быстрого и дешевого сообщения и транзита товаров из Европы на Восток.

Нет сомнения, что уже в ближайших рейсах число грузовладельцев, которые воспользуются новой возможностью для доставки товаров из Европы в Грузию и обратно, многократно возрастет. Значительную прибыль от этого получит экономика стран черноморского региона. Импульс для своего развития получают порт Батуми и СК "Укрферри". Хотя надо заметить, что одесским морякам требуется еще затратить немало усилий и средств, чтобы новая линия заработала на полную мощность и смогла компенсировать все затраты, связанные с ее созданием и развитием.

При отходе из Ильичевска в Констанцу судно было задержано на три часа, потому, что пограничники должны были составить четыре протокола, связанных с режимом пересечения границы водителями ТИРов.

- А ведь их можно было бы оформить на берегу и не задерживать судно, которое в результате подобных действий теряет время и, соответственно, несет значительные убытки, - отметил директор СК "Укрферри" Владимир Черниевский. - При каждом отходе в Ильичевске мы сталкиваемся с подобным поведением таможенников и пограничников, которые, по нашей информации, рассчитывают на получение вознаграждения за то, чтобы судно вовремя уходило в рейс. Мы на эти намеки не реагируем. Но это обходится нам в итоге в 7-8 несделанных рейсов в год и в сумму более одного миллиона долларов. Для сравнения: таможенно-пограничные формальности в портах Турции и Грузии за редким исключением проходят в среднем в два раза быстрее.

Этот фактор влияет на все виды транспорта при каждом пересечении границы. В чем признавались все дальнобойщики, которых мы спрашивали о пограничных поборах. Но при этом они отмечали, что в последние несколько месяцев требования взятки стали значительно реже. Но большинство при своем следовании из Кавказа в Европу и обратно будут пользоваться услугами порта Констанца: и формальности быстрее проходить, и взяток не требуют, и дороги там лучше. В данном случае недополученная выгода Ильичевского порта и транзита через украинскую территорию несколькими десятками, а порой и сотнями автомобилей в месяц может составить значительные суммы.

В Батуми выкатка и накатка вагонов и автомобилей прошла по отлаженной схеме, наработанной годами совместной деятельности украинских моряков и грузинских транспортников. Но впервые в грузовых документах на отход появилась новация: конечным пунктом следования стал, как раньше, не Ильичевск, а Констанца. Первопроходцем стал чех Бронислав Ухер, работающий в автофирме "Caspian logistic service". Его фирма специализируется на перевозках между Азербайджаном и странами ЕС. Но если раньше он из Баку двигался вдоль черноморского побережья Турции и далее на Прагу, то сейчас решил попробовать через Грузию на паромную линию прямо до Констанцы. Как он признался, морское путешествие ему очень понравилось и эксплуатационные расходы на машину будут значительно меньше. Бронислав уверен в том, что автофирма поддержит его инициативу, и тогда многие коллеги будут пользоваться услугами украинских паромщиков.

- В подготовке проекта мы постарались учесть все риски и перспективы развития новой линии, - подвел итоги первого рейса президент СК "Укрферри" Александр Курлянд.- Не следует думать, что мы стали пионерами в создании паромной переправы между Европой и Кавказом. На этом направлении уже работают болгарские и российские паромы. Поэтому в условиях острой конкуренции мы надеемся на сотрудничество с украинскими пограничниками и таможенниками, которые так же как, моряки, портовики и железнодорожники, возьмут на себя ответственность за четкую работу линии Ильичевск - Констанца - Батуми. Наша компания уже почти 20 лет работает на международных судоходных рынках и по своему менталитету и деловому подходу, партнерским отношениям ничем не отличается от европейских коллег. Как вы могли убедиться, у нас нет проблем с открытием линии, налажено сотрудничество и с нашими европейскими коллегами. Самое сложное - это преодолеть косность мышления тех ведомств, от которых зависит международная деятельность украинского транспорта. К примеру, сейчас создана экспертная группа из числа таможенников, которые должны дать рекомендации по борьбе с коррупцией на украинской таможне. Сомневаюсь, что такой подход даст необходимый эффект. В Грузии три раза меняли составы таможни. Ничего не помогало, пока полностью не убрали человеческий фактор из расчетов между клиентами и таможенниками, заменив его компьютерной системой.

В "Укрферри" надеются, что линия на Констанцу даст возможности для развития экономического сотрудничества не только с Румынией, но и с другими странами южной Европы.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.