Номер 45 (1092), 25.11.2011

ФЕРМАТА ОЛЬГИ БЛАГОВИДОВОЙ
Фермата - знак продления звучания

Год назад в Одесском историко-краеведческом музее открылась выставка, посвященная 105-летию со дня рождения народной артистки УССР, солистки Одесского театра оперы и балета, заведующей кафедрой сольного пения Одесской консерватории профессора Ольги Николаевны Благовидовой.

И вот теперь в Одессу приехали ученики профессора Благовидовой, чтобы принять участие в трех оперных спектаклях и концерте, посвященных памяти выдающейся вокалистки и педагога. Это звезды мировой оперной сцены - народный артист Украины Иван Пономаренко, народный артист России Александр Дедык и заслуженная артистка России Людмила Шемчук.

Перед одесскими меломанами предстали блестящий Жорж Жермон - И. Пономаренко ("Травиата" Дж. Верди), трагичный Канио - А. Дедык ("Паяцы" Р. Леонкавалло, в его же исполнении прозвучал знаменитый "Пролог") и роковая Азучена - Л. Шемчук ("Трубадур" Дж. Верди).

Позволю себе небольшую справку из музыкальной энциклопедии: "Ольга Николаевна Благовидова - украинская певица (меццо- сопрано) и вокальный педагог. Народная артистка Украинской ССР (1970). В 1926 г. окончила Одесский музыкально-драматический институт им. Л. Бетховена у Ю. А. Рейдер. С 1928 г. - солистка Большого театра, с 1931 г. - Грузинского, в 1932-1948 гг. - Одесского театра оперы и балета. Обладала красивым, сильным голосом; сценические образы, созданные ею, отмечены высокой культурой исполнения и жизненной правдой. С 1933 г. - педагог Одесской консерватории. С 1944 г. - заведующая кафедрой сольного пения, с 1951 г. - профессор..."

Что крылось за этими казенными фразами? Передаю слово тем, для кого она была живым человеком, гуру. И еще "маман" - так, с ударением на последний слог, звали Ольгу Николаевну ее ученики.

Людмила Иванова (заслуженная артистка Украины, профессор Одесской музыкальной академии им. Неждановой, концертмейстер):

"Ольга Николаевна Благовидова - главный человек в моей жизни. Я прошла у нее потрясающую школу. Каждый урок налагал такую же ответственность, как концерт или конкурс. У нее был необычайный вкус, она была изумительной камерной певицей, задававшей тон и в Москве. Она учила пианистов абсолютно всему! Я была тогда совсем молоденькой, и она меня воспитала. Имена стираются, события забываются, но имя Ольги Благовидовой не померкло и никогда не погаснет".

Людмила Шемчук: "Благовидова была целая эпоха. Она пришла из дореволюционной жизни, аристократка, знающая языки. Она была истинным интеллигентом, чьим смыслом жизни была музыка. К ней приходили детьми, из деревень, с заводов, а выходили певцами. Я работала в Большом театре и на ведущих мировых сценах, и, если меня спрашивали, не училась ли я в Италии, я с гордостью отвечала, что я - ученица Ольги Благовидовой, одесской вокальной школы".

Иван Пономаренко: "Я выступал на фестивалях Марии Биешу, Ирины Архиповой, и неизменно там отмечали отличительную особенность вокальной школы Одессы, школы Благовидовой, а именно - мы поем, как итальянцы".

В числе учеников Ольги Благовидовой Бэла Руденко, Зоя Христич, Николай Огренич, Галина Поливанова, Алиса Джамагорцян, Александр Ворошило... Ее ученики становились лауреатами престижных конкурсов. Так за короткий промежуток времени лауреатами первой премии среди вокалистов на Международном конкурсе им. Чайковского в Москве стали Николай Огренич (1970), Иван Пономаренко (1974) и Людмила Шемчук (1978). А затем - ученики учеников: Паата Бурчуладзе и Александр Цымбалюк.

Вот и в трех спектаклях, прошедших в Одесской опере, вмести с "детьми" Ольги Николаевны блестяще выступили ее "внуки": ученица Галины Поливановой - Лариса Зуенко ("Трубадур", Леонора), ученица Алисы Джамагорцян - Инга Мартынова ("Паяцы", Недда) и ученики Николая Огренича - Алена Кистенева и Алексей Рыбчинский ("Травиата", Виолетта и Альфред).

Знак ферматы не ограничивает длительность звучания. Одесская вокальная школа, заложенная Ольгой Благовидовой, продолжает свою жизнь.

Е. К.