Номер 45 (941), 28.11.2008

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ НЕ ПЕРВОГО ДОН ЖУАНА

"Не счесть алмазов в каменных пещерах", не счесть вариантов интерпретации легенды о Дон Жуане, Командоре и Донье Анне. Кажется, эта тема так и будет вдохновлять все новые и новые поколения авторов - от гениальных до самых скромных, на вариации темы о покорителе женских сердец, превращенном оскорбленной им Статуей Командора в камень (или утянутым в преисподнюю).

Одесский театр музыкальной комедии им. М. Водяного обратился к версии Самуила Алешина, положенной на музыку композитора Марка Самойлова (Санкт-Петербург), уже знакомого одесситам по ряду спектаклей. Поставил спектакль заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский (Санкт- Петербург).

Спектакль, названный "ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ ДОН ЖУАНА" (первоначальное название "Дон Жуан в Севилье"), можно считать очередной удачей театра. И слагаемых этого успеха немало. Яркая музыка, красочные, отвечающие жанру, костюмы Елены Лесниковой, очень интересная хореография лауреата международных конкурсов балетмейстеров, лауреата Государственной премии России Олега Игнатьева (Санкт- Петербург), забавная сценография засл. худ. Украины Станислава Зайцева, темпераментное управление оркестром Владимира Дикого. И, конечно, работа самого Владимира Подгородинского и актерского ансамбля.

Если в первом акте равновесие режиссер - балетмейстер было несколько нарушено, прекрасные танцевальные номера в какой-то мере тормозили действие, то второй акт по стремительности развития событий и по насыщенности, явно брал реванш.

Что касается актерских работ, то большинство из них - выше всяких похвал. Удивительно хороша в роли Дон Жуана, по версии Алешина оказавшегося девушкой, засл. арт. Украины Ольга Оганезова. Отточен каждый жест, пластика не позволяет усомниться, что перед нами юноша, вернее, девушка, с детства вынужденная носить мужскую одежду и вести себя, как мужчина. Убедителен не только каждый жест, но и каждая интонация и мимика. Безупречна и вокальная часть роли. Очень хорош в роли Командора нар. арт. Украины Владимир Фролов. Он тонко и точно передает характер своего героя. Из ролей второго плана следует отметить роль Доньи Лауры в исполнении Натальи Завгородней. Еще в спектакле "Жирофле-Жирофля" Завгородняя показала, что в ней скрывался потенциал характерной актрисы. В роли Доньи Лауры актриса полностью раскрыла свой комический талант. Впрочем, весь актерский ансамбль: засл. артисты Украины Виктория Фролова (очень выразительная Донья Анна) и Николай Завгородний (комичный Дон Оттавио), а также артист театра Владимир Кондратьев (уморительный Флорестино) и другие были на высоте, а главное, это был именно ансамбль.

Словом, спектакль имел успех. Но, к сожалению, простите за каламбур, успех оглушительный. Дело в том, что у постановки есть один, к счастью, легко устранимый, недостаток. Поскольку в спектакле использован так называемый даблтрек, то есть одновременное звучание фонограммы музыки и живого оркестра, то возникает претензия к звукорежиссерам. Понятно, что современная музыка, особенно при использовании технических средств, должна звучать громко, молодежь привыкла, чтобы ее оглушали. Но театр ведь - не дискотека, нельзя нарушать баланс между вокалом и его музыкальным сопровождением.

Говорят, конец - делу венец. Это в полной мере относится к финалу спектакля. Владимир Подгородинский и Олег Игнатьев поставили финал, который вызвал бурю аплодисментов. Застывших на пьедестале Командора и Дон Жуана окружают группы, замерших в скульптурных позах персонажей спектакля и участников балета. Такая точка в конце спектакля дорогого стоит.

Е. К.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.