Номер 42 (838), 27.10.2006
ДВА МНЕНИЯ
Нет, ну что делать, если не убеждает тебя в качестве зрителя Степан Разин с прической а-ля молодая узбечка? Принимать упреки, дескать, раньше другие критики были, понимающие. Их убедить было легче. Хорошо говорить, когда иных уж нет, а те далече...
В разное время центральными героями мюзиклов становились такие исторические лица, как Макиавелли, Казанова, Эвита Перон и даже сама королева Виктория. Не были забыты и полулегендарные благородные разбойники вроде фламандца Тиля Уленшпигеля и чеха Яносика. Русский казачий атаман Степан Разин чем не герой? Намерения авторов одноименного мюзикла, чья премьера состоялась на сцене Одесского русского драматического театра, следует счесть более чем похвальными. В самом деле, театру нужен оригинальный репертуар, созданный для конкретного коллектива. И коль скоро этот театр позиционирует себя как русский, а не как просто русскоязычный, уместно обратиться к сюжету из российской истории. Приелись уже пошловатые французские и американские комедийки! Что же касается классики, то ее прочтение театром зачастую довольно-таки предсказуемо. Так что да здравствует одесский мюзикл!
Все бы хорошо, да только буквально накануне премьеры в Одессе прошли гастроли Санкт-Петербургского театра рок-оперы. Его руководитель режиссер Владимир Подгородинский бывший одессит. В свое время он не нашел возможности применить свой талант в родном городе, а вот в Питере масштабы иные... И теперь мы видим образцы стиля и вкуса в его постановках на сцене Одесской музкомедии в качестве приглашенного режиссера (например, "Безымянная звезда"), да еще радуемся впечатлениям от гастролей руководимого им театра ("Юнона" и "Авось", "Синяя птица", "Капитанская дочка"). Все и всегда предельно лаконично, ярко, образы героев раскрываются за считанные мгновения, музыкальная сторона постановок выше всяких похвал. На фоне увиденного и услышанного мюзикл "Степан Разин" неприятно поражает в первую очередь своей безразмерностью. Входишь в театр в семь часов вечера выходишь в одиннадцать. В голове каша, в глазах калейдоскоп из фигур то рубящихся на саблях, то пляшущих казаков. Поэтому советую театралам воспринимать сие действо по частям. Например, посмотреть первый акт, а второй в другой вечер. Заодно можно будет оценить игру двух составов.
Но на самом-то деле спектакль должен восприниматься на едином дыхании, без особых усилий со стороны зрителя! И попробуйте доказать обратное. Правда, публика должна еще благодарить театр за то, что не осуществилось первоначальное намерение режиссера давать "Степана Разина" в два вечера. То есть на восемь часов в общей сложности. Этакий театральный сериал...
Увязая во множестве эпизодов и действующих лиц, мюзикл "Степан Разин" теряет во внятности высказывания. Музыка Евгения Лапейко местами весьма интересна, но чаще это напевы из трех-пяти нот, к тому же излишне навязчиво повторяемые. Ну, не может быть в одном мюзикле столько же лейтмотивов, сколько и действующих лиц, то есть семьдесят пять чем-то надо жертвовать. Массовые и балетные сцены очень хороши, казачий хор, обрамляющий спектакль, более чем (не зря для подготовки этого мюзикла выделили достаточное количество вокальных репетиций, фальшивого пения со сцены практически не слышится). Персонажей с яркими характерами много, и все интересные. Декорации Андрея Злобина впечатляют черно-багровым великолепием, к тому же постоянно меняются. А к какому общему знаменателю все это свести? Режиссер Георгий Ковтун на пресс-конференции высказался на этот счет незамысловато: спектакль получился очень мужским с множеством драк, образ Стеньки Разина подан как в привлекательных, так и в малопривлекательных чертах. Однако этого маловато. Как для драматического спектакля, так и для мюзикла, который просто призван быть доходчивым, конкретным, совершенным в своей музыкальной драматургии, что влечет за собой актерские удачи. Соответственно, несовершенная драматургия не позволяет актерам раскрыться в полной мере.
В нашей русской драме любят вспоминать о видных одесских критиках прошлого, их веских и справедливых суждениях. Я тоже люблю вспоминать о своих учителях Борисе Владимирском и Марке Соколянском. О том, как они ценили ясность мысли в спектаклях и пуще того в рецензиях. Нетрудно предсказать, что если бы они увидели четырехчасовой художественно невнятный мюзикл, их суждения отнюдь не оказались бы комплиментарными для его авторов. Позволю себе заметить, что из двух исполнителей роли атамана Разина, Ярослава Белого и Александра Суворова, убедительнее выглядит все-таки Суворов. И потому, что сильнее коллеги как драматический артист (и поет также очень прилично), и потому, что избежал общей участи носить на сцене причудливую прическу с косичками, хвостами, лентами и меховыми шнурками. По мнению Ковтуна, такой имидж как нельзя лучше отвечает духу казачьей вольницы, вызывает в памяти образы древних викингов. Мы уже видели, что режиссер воспринимает даже "Ромео и Джульетту" в эстетике милых своему сердцу викингов (кстати, вот о них бы и поставил спектакль!). Только при всей живописности это не донские казаки. Это что-то иное. Разумеется, стрельцы оформляли себя аскетичнее казаков. Но! Казачий круг, как ни крути это не казачий сброд, это все же какая-никакая дисциплина и строгость нравов. Колтуны на головах, косички и бантики да это скандал!
Почему-то у Стеньки Разина волей режиссера преобладает состояние исступления, одержимости, невменяемости, слепого гнева (опять-таки привет викингам!). Понять сложность этой натуры, в которой смешалось очень многое, оценить, в чем Разин хорош, а в чем ужасен, в результате просмотра спектакля невозможно. Сплошной русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Сцены жестокости, бутафорская кровь, искры, вылетающие из-под скрещиваемых сабель. Зрелище ради зрелища, и зрелище само по себе неплохое. Стоит повториться: смотреть можно, но не в один присест, а частями. Не ожидая слишком многого от увиденного. А ведь так хотелось чего-то большего, чем просто эффектный костюмный балет!
Мария ГУДЫМА.