Номер 42 (735), 22.10.2004
"Вся Жизнь Театр", и в ней есть место театру! Так было, так есть и так будет! Вот о том, что было, есть и будет происходить на театральных подмостках Одессы, я и хочу рассказать. Рассказ будет далеко не полным, так как невозможно в одной статье поведать обо всех театральных событиях. Впрочем, что считать событием? Не всякий спектакль, не всякая гастроль это СОБЫТИЕ. И далеко не все гастрольные спектакли лично мне удалось посмотреть. Но все же я убеждена, что самым большим событием этого лета стал приезд в Одессу Государственного русского театра Эстонии (единственного государственного русскоязычного театра в этой стране).
ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
Эти слова из тухмановского "Дня Победы" как нельзя лучше подходят к гастролям эстонцев. Был ПРАЗДНИК, была ПОБЕДА и были СЛЕЗЫ.
Как часто, поверив в известное имя или побывав на предваряющей гастроли пресс-конференции, даешь анонс, из-за которого позже неловко себя чувствуешь. И клянешься себе больше ничего не анонсировать, чтобы рекламируемый "кот в мешке" не оказался дохлым или, в лучшем случае, полуживым. В этот раз все было наоборот. Было смертельно обидно, что на первый замечательный спектакль эстонцев пришло так мало народа, что 20-гривенный билет продавался один на двоих. Но, слава Богу, Одесса неплохо телефонизированна. На втором спектакле зал был уже почти полон, на третьем чуть ли не аншлаг.
Три отобранных для гастролей спектакля отразили репертуарную политику театра, кредо которого общедоступность и разнообразие.
Свои гастроли эстонцы начали спектаклем "ТОЙБЕЛЕ И ЕЁ ДЕМОН" по пьесе Исаака Башевис-Зингера, удивительного еврейского писателя и драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1978 г.
Постановка и музыкальное оформление спектакля М. Бычкова (лауреат премии им. К.С. Станиславского).
Фабула пьесы проста. Алхонон, влюбленный в недоступную соломенную вдову Тойбеле, выдает себя за Демона страсти и таким образом овладевает ею. Можно себе представить, какую комедию из такой ситуации сделали бы в XVIII веке Гоцци или Гольдони, или драматурги более ранних столетий. Но Башевис-Зингер пишет драму, наполненную рвущейся наружу страстью, масштаб которой не соизмерим с убогим бытом и религиозной ортодоксальностью жителей маленького еврейского местечка. В замечательном дуэте Любови АГАПОВОЙ (Тойбеле) и Александра ИВАШКЕВИЧА (Алхонон) Агапова достигает таких трагических высот, что невольно напрашиваются сравнения с великими трагедийными актрисами прошлого. В этом дуэте ее скрипка первая.
Талант Александра Ивашкевича в полной мере проявился в третьем спектакле "ГОЛАЯ ПРАВДА" философской комедии современного французского драматурга Эрика-Эмманюэля ШМИТТА. Постановка и музыкальное оформление В. Петрова (лауреат премии "Золотая маска").
Спектакль переносит нас в XVIII век, в предместье Парижа, в общество философа и энциклопедиста Дени Дидро. Полная французского шарма, комедия кажется написанной в том же золотом XVIII веке. А. Ивашкевич очень точно, органично и изящно рисует образ Дидро философа и бунтаря, поэта и ученого, поклонника и любимца женщин, победителя и побежденного в любовном поединке с авантюристкой Анной-Доротеей Тьербуш, которую блистательно играет ведущая актриса Лариса САВАНКОВА.
Весь актерский состав театра оставил впечатление высокого мастерства.
Вторым по счету из показанных спектаклей был "ИВАНОВ" А.П. Чехова. Для меня, думаю и не только для меня, чеховские герои настолько канонизированы, что пьесы Чехова смотришь отстраненно, лишь оценивая режиссерскую и актерскую работы, концепцию спектакля. "Иванов" в постановке молодого московского режиссера Николая КРУТИКОВА произвел просто ошеломляющее впечатление. Потрясение от актерских работ Эдуарда Томана (Иванов) и Ларисы Саванковой (Анна-Сарра) было таково, что долго не проходил спазм в горле, а на глазах у меня и большинства зрителей выступили слезы. "Иванов" это удивительно целостный спектакль. Актерская работа всего ансамбля, режиссерские находки (такие, как, например, сыплющийся сверху на сцену песок, вызывающий ассоциацию с неумолимо, как в песочных часах, уходящем времени, о жизни, уходящей в песок, или введенный в спектакль образ старухи-Парки с мотком нитей в руках), работа художника Евгения Никанорова (Москва) и композитора москвича Филиппа Чернова, написавшего оригинальную музыку к спектаклю, все это вместе воспринимается, как некий монолит.
Необычен финал спектакля. Иванов кончает жизнь самоубийством не где-то за кулисами, а за спинами ссорящихся Саши Лебедевой, доктора Львова и других, ввязавшихся в скандал гостей. И они, слушавшие и не слышавшие его всю жизнь, не сразу услышат и выстрел.
А затем похороны. Сухое дерево в глубине сцены начинает медленно подниматься вверх, обнажаются его корни, и возникает ощущение, что это не дерево поднимается, а Николай Иванов уходит вниз, в могилу. Впечатление усиливается тем, что окружающие забрасывают его песком (тем самым, что сыпался в предыдущих эпизодах сверху). И все это на фоне трагической, хватающей за душу и сердце музыки совсем молодого композитора Филиппа Чернова.
Очень хотелось бы, чтобы эта статья послужила анонсом к следующим гастролям Государственного русского театра Эстонии в Одессе. И чтобы аншлаги были с первого же спектакля, а не с третьего.
(Продолжение следует.)
Елена КОЛТУНОВА.