Номер 36 (1476), 26.09.2019
Итоги летнего сезона анализирует эксперт по туризму Денис БЕНДЕР
Я буду сравнивать этот сезон с успешными сезонами до 2013 года, сезоном "Саакашвили 2015", предыдущим сезоном 2018 года.
Думаю, что все заметили довольно слабое количество и платежеспособность туристов, приехавших этим летом в Одессу и одесский регион. Это видно невооруженным глазом, достаточно оказаться на любом пляже или в туристическом центре города. Так как в одесских отелях останавливается до 40 % от общего количества туристов, то их заполненность — вовсе не показатель. А показатели такие: полные посадки в кафешках Дерибасовской, битком заполненные экскурсионные мобили, очередь к 12-му стулу в Горсаду, загрузка такси, заполненность туристических локаций, скамеек, шезлонгов на пляжах, пляжных ресторанов и пр.
По информации из очень разных источников, этот сезон был довольно слабым.
Поэтому предлагаю разобрать как плюсы Одессы и Одесщины для туристов, так и все минусы (якоря), тянущие нас на дно.
Общая информация
Перед нынешним сезоном, зимой 2018 года, были отменены прямые визы в аэропортах по прилёту взамен на предварительные электронные визы для иностранцев. Сюда добавим введение военного положения г-ном Порошенко, что автоматически внесло Украину и Одессу во многие "черные туристические списки" и списки нерекомендованных стран.
Уже многие платежеспособные украинцы получили биометрические паспорта и легко без виз поехали отдыхать в Европу. Некоторые и в качестве тестового проката паспорта. Этому процессу также способствовало укрепление курса гривны.
Значит, мы конкурировали даже с мелкими пляжными посёлками и курортами, где цены и сервис явно ниже. Хотя цена сейчас тоже решает.
Этим летом было открыто и реконструировано множество новых кафе, пляжных комплексов.
К сожалению, большинство из них оставались на протяжении сезона полупустыми из-за нехватки туристов. Основная масса гостей города и одесситов отдыхали в известных и давно раскрученных местах: Ибица, Mantra, Ikra, Red line, Caleton. Места хватало всем. Единичные случаи аншлага в редкие выходные не в счёт. Когда вы видели шезлонги в пляжных комплексах по 50 грн в субботу?! Особенно показательно было наблюдать реально пустые пляжи в понедельники августа (рабочие дни, когда у моря точно преобладают туристы). По вечерам вдоль моря было совершенно спокойно и тихо, даже малолюдно, летом и не пахло.
Малое количество машин с иногородними и иностранными номерами в центре города — сюда же.
В этом сезоне Одесщина не удержала парочку фестивалей (Z-games, Koktebel Jazz Fest), но имела постоянно действующий Летний Театр на Морвокзале с почти ежедневными концертами и фестивалями "звёзд" от "95-го квартала".
Прогнозируемо в Одессу перестали ехать богатые россияне. Иностранцев также едет в разы меньше, а их место заняли украинские туристы. Но к этому одесский бизнес совсем не подготовился или не захотел готовиться. И главное: никто не понял, что для наших туристов, в общей массе, курорт Одесса — слишком дорогой, потому нужно делать ценовые спецпредложения. Но у нас рассчитывают на богатого туриста-транжиру, а таких не хватит на весь город, так что следует предоставить услуги по правильному соотношению цена — качество для всех остальных. Пока поток туристов в Одессу не наладится.
Ещё и природа подбросила Одессе проблем.
Из-за отсутствия грамотной информационной политики в сфере туризма и пиара Одесса неоднократно нарывалась на скандалы, раздутые в украинских СМИ: цветение водорослей, закрытие пляжей СЭС после дождей (но без таких же новостей об открытии пляжей), криминальные сводки из Одессы и Затоки про грабежи и разбои с туристами и т. п. Можно было руководить инфопотоками и сглаживать конфликты, но этому заниматься некому.
Инфовойна против Одессы проиграна начисто; а ведь у нас множество конкурентов.
Всё это привело к тому, что приехало меньше туристов.
Явные недостатки Одессы
Высокие цены. Неоправданно высокие. Мало клиентов, упала выручка, все поднимают цены.
Вместо упора на оборот и проведение акций пытаются выжать максимум из очень короткого "высокого сезона".
Не готова как следует пляжная зона, разбитые дорожки, скамейки, неухоженные кусты, непостриженные ветви деревьев, и вообще не покрашено и не отремонтировано почти всё.
Неподготовленный персонал. Подешевле платим — студентов берём.
Незнание персоналом языков, отсутствие меню и афиш на разных языках, целевых предложений для иностранных туристов (по кухне — в частности).
Тяжелейший проход границы (до шести часов) для белорусов, молдаван и других иностранцев.
Плохой частный сервис портит впечатление и о городе в целом. Нет сертификации, нет рейтингов, ассоциации туризма не публикуют "черных списков" горе-бизнесменов.
Одно и то же в Одессе каждый сезон. Людям надоело однообразие, потому едут на другие курорты.
Слишком дорогая аренда кафе, отелей, торговых палаток, коммерческой недвижимости. Такие же дикие цены для туристов: пиво в палатке — 45 гривен, пломбир/минералка 0,5 л — 25 грн, шаурма — 80 грн, шашлык в кафе — 180 грн и пр.
Проблемы с ливневой канализацией. Пошёл дождик, пляжи на пару дней закрыты.
Перестали чистить песок на пляжах, в особенности, на общественных.
Неудобная система общественного транспорта, не введён электронный билет, не работают многие летние маршруты.
Нет достаточной рекламы в украинской прессе, соцсетях о курортах Одессы.
Нет крупного конгресс-центра/концертного зала на 1000 и более человек.
Всегда полные мусором урны и тотальная нехватка дворников.
Отсутствие гастрономических событий в регионе.
Заметный рост преступности. Ежедневно в новостях появляется информация о пляжных и квартирных ворах.
Слишком высокая цена за парковку в пляжной зоне — до 30 грн/час.
Нехватка фестивалей и новых раскрученных культурных событий.
Малое количество патрулей.
Но есть и преимущества
Удобная логистика региона.
Собственный аэропорт и новый терминал.
Новые авиамаршруты от лоукостеров.
"Гастрономический рай" Украины.
"Винные дороги" региона.
Качественные пляжные отели и гостиницы в центре города.
Множество частных апартаментов вблизи моря.
Множество служб такси.
Работающий WI-FI практически везде.
Яркая культурная жизнь.
Масса развлекательных комплексов на любой вкус.
Что делать для развития
Выделить мэрии рекламные щиты для анонсов крупных фестивалей.
Довести до кондиции аэропорт, достроить взлетную полосу.
Возобновить круизное сообщение. Многое уже сделано для этого, нужно продолжать.
Либерализовать Водный кодекс. Владелец яхты не станет ждать, пока оформит 100 бумажек, ему проще поплыть в другую страну.
Активнее сотрудничать с другими регионами, проводить совместные туры, делая упор на Киев, Львов, Карпаты.
Осуществить грамотное маркетинговое продвижение Одессы перед и во время "высокого сезона".
Сделать упор на гастрономический и винный туризм, тогда можно привлечь более платежеспособную публику.