Номер 34 (1474), 12.09.2019

НЕ ПОНАЕХАЛИ...

"ПОНАЕХАЛИ? И ПУСТЬ!" Так называлась статья, опубликованная в нашей газете 18 сентября 2015 года. В ней известный специалист сферы туристического бизнеса, ныне председатель Ассоциации развития туризма в Одесской области Фазиль Аскеров анализировал причины туристического бума в Одессе и регионе. Одним из важных факторов этого бума он назвал назначение Михаила Саакашвили главой областной администрации, что "добавило информационного летнего бума вокруг Одессы". За счет этого фактора, утверждал эксперт, прибавилось 10-20 % туристов.

Четыре года спустя вернувшийся в Одессу М. Саакашкили разместил в социальных сетях статью, в которой курортный сезон этого года оценил как провальный. Что побудило нас снова обратиться к Ф. Аскерову за экспертным комментарием.

Публикуя оба текста, мы предлагаем нашим читателям самостоятельно сделать выводы по вопросу, который имеет для нашего города и области особо важное значение.


ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА В ОДЕССЕ

Мнение Михаила Саакашвили

Когда я впервые переехал жить в Одессу в 2015-м, у меня завелась приятная привычка гулять в свободное время возле моря. В 2019-м, вернувшись в Одессу, я обнаружил, что эта привычка никуда не делась, и не без удовольствия возобновил свои морские прогулки. Море за эти несколько лет не изменилось, но изменилась сама Одесса.

Вдоль всей Трассы здоровья и до самой 16-й станции Фонтана стало ещё больше безвкусных многоэтажек и осталось ещё меньше простора. Зелёная зона уже почти перестала быть "зеленой", а пляжи - городскими.

Но главное, что бросается в глаза и что невозможно не заметить, - это пустые столики в прибрежных кафе. Там, где еще пару лет назад было не протолкнуться, где играла музыка, где ночи напролет ключом била жизнь - пусто. Немыслимо: в августе в Одессе мало туристов.

Весной 2015-го, когда я только приехал в Одессу, по улицам ходили вооруженные автоматами патрули, на въездах в город стояли БТРы, рейсов из "международного" аэропорта было всего несколько и за баснословные деньги, а перспективы для летнего сезона были очень туманными. Я тогда смотрел на все это и думал, что придётся приложить немало усилий, чтобы туристический сезон не сорвался. Но нам почти ничего не пришлось делать. Как только мы убрали с улиц солдат, город словно ожил. Удивительно предприимчивые одесситы сами все устроили, и летний сезон 2015-го почти ничем не уступал довоенным годам. Что же могло произойти за последние несколько лет, что так пошатнуло туристический бизнес Жемчужины?

Бандиты. Мафия. Поборы.

Все это Одесса уже видела в 1990-е и успешно это пережила. Но когда мафия и власть стали отвратительным симбиозом: когда многомиллиардный городской бюджет разворовывается, а в инфраструктуру не вкладывается ни копейки; когда город застраивают безликими высотками; когда из-за сточных вод вода в море становится зеленой; когда в пожарах гибнут отдыхающие - это все отпугивает туристов.

Как человек, построивший один из самых успешных курортов на Черном море, могу сказать: потенциал Одессы невероятен и всего за несколько лет поток туристов можно увеличить в десятки раз.

СЕЗОН В ОДЕССЕ - НЕ ПРОВАЛЬНЫЙ

Мнение Фазиля Аскерова

Одним из факторов успешного сезона четыре года назад был "эффект Саакашвили". Недавно он же заявил, что сезон 2019 года в Одессе провален.

Давайте разбираться по пунктам, сравнивая текущий сезон с 2015 годом.

1. Курс доллара

Стабильность курса сказалась на росте желающих поехать за границу. Ведь даже небольшое падение курса на 5-7 % ощутимо при планировании бюджетной зарубежной поездки. А отсутствие необходимости оплачивать визовый сбор дает в среднем экономию семье из трех человек 150 евро.

2. Фактор отложенного спроса.

С 2015 года был стабильный рост туристов в Одессу и область. В прошлом году рост был минимальным, а в Затоке уже было небольшое падение - до 5 %.

Весь туристический бизнес (отели, рестораны, кафе, пляжи) с 2015 года поднимал цены. Средняя цена номера (в долларах) между 2015 и 2019 годом выросла на более чем 28 %.

В прошлом году цены достигли пика и исчерпали возможности роста.

Одним из самых распространенных негативных отзывов об Одессе, в первую очередь от украинских туристов, было: "дорого, очень дорого, неоправданно дорого".

Много открылось новых отелей, особенно, кафе и ресторанов, но этот фактор также сказался на ценах. Дороговизна арендных площадей, увеличение заработных плат, повышение затрат на коммунальные расходы и рост неофициальных платежей сказывается прямо пропорционально на ценах в меню одесских заведений. А так как большая часть отечественных туристов сравнивает не только вкусовые качества одесских микадо и мидий, но и цены на стандартные блюда, то и это сравнение было явно не в пользу Одессы.

"Дорого. Поищем варианты" - решили туристы-украинцы и присоединившиеся к ним белорусы. Все, наверное, заметили, насколько меньше в этом году на улицах автомобилей с белорусскими номерами. Конечно, следует принять во внимание и экономическую ситуацию в Беларуси, что сказалась в первую очередь на Затоке и Грибовке. Рекордный поток туристов из этой страны пришелся на 2016-2017 годы. (Отложенный спрос 2014-2015 годов). Но, начиная с 2018 года, он пошел на убыль. Причин много. Но есть три фактора немаловажных.

А) Логистика

Качество дорог в Беларуси и Украине совершенно разное. А за эти годы дороги по направлению Минск - Одесса - Затока лучше не стали.

Б) Безопасность

За минувшие годы тысячи автолюбителей из Беларуси стали жертвами автоворишек, которые просто откручивали номера. Картина, когда сотни автомобилей стоят без номеров в Затоке, увы, обычное явление. А это потому, что уже опытные автолюбители, приехав отдыхать туда, тут же снимают номера, чтобы потом не выкупать их за 20-50 долларов.

Ну а об уровне преступности в последние годы в Затоке не говорит только ленивый. В поисковиках здешние поджоги, захваты баз отдыха, рейдерство и уличная преступность плотно заняли первые страницы.

В) Цены и сервис

Белорусы не шикуют на отдыхе. Ценят качество и уровень сервиса. В силу своей ментальности они не скандалят из-за плохого сервиса и наглого обмана, а тихо уходят. Чтобы больше никогда не прийти.

Падение турпотока началось еще в ноябре 2018 года с введением военного положения в отдельных областях. Это было сделано громко и шумно, да так шумно, что не могли не заметить в тех странах, из которых был хоть какой-то поток туристов. Потом военное положение отменили, но не все быстро об этом узнали.

Падение потока иностранных туристов наблюдалось практически до середины апреля. Только спокойное проведение второго тура президентских выборов дало сигнал иностранному туристу, что в Киеве, как и в целом по Украине, все спокойно.

А внутренний турист был семь месяцев в состоянии выборов. Президентские, сразу за ними парламентские. Вот и конец лета почти.

3. Дорога Одесса - Киев

Вечный ремонт, который уже никого не удивляет, но массово огорчает. А с получением безвиза эта трасса для внеплановых и коротких поездок на выходные или просто на пару дней потеряла актуальность, так как примерно за такое же количество времени, но по гораздо более комфортным дорогам можно оказаться в Будапеште, Братиславе, Кракове или Праге.

Количество же полученных биометрических паспортов в крупных городах почти равно списочному составу жителей, имеющих уровень доходов, позволяющий им хоть одну туристическую поездку в год.

4. Исчез "эффект Саакашвили"

В 2015 году он оказался феноменальным. Именно тогдашний губернатор ввел в моду фотографироваться и делать селфи с политиком, отняв эту привилегию у шоу-бизнеса и спорта.

К сожалению, мой прогноз четырехлетней давности оказался точным. В 2016 году Саакашвили еще был, а эффекта уже не было. А потом и Миши не стало в Одессе.

5. Патриотический фактор

Он особенно сильно был ощутим в 2015 году, стабилизировался в 2016-м и далее пошел на убыль. Украинцы, которые очень долго не отдыхали в своей стране, за два - три года попробовали разные направления внутреннего туризма и вернулись в привычные страны Европы и Азии.

Но что же из планов получилось и чего не удалось добиться?

1. Расширение сезона

Не произошло. Все так же большинство отелей Затоки и Грибовки, Лебедевки и Курортного, Катранки и Сергеевки открываются в начале июня. Никаких маркетинговых действий по привлечению туристов не только в начале сезона, а и в принципе не проводят ни область, ни сами курортные поселки.

2. Расширение географии

Кодыма, Саврань, Измаил, Болград - новые яркие фестивали. Но они пока заметны только жителям прилегающих районов. Вывод этих фестивалей на новый уровень - одна из самых важных задач областной власти.

3. Большие фестивали, способные создать новый турпоток

В этом сегменте есть приобретения и потери одновременно. "Зет геймс" и "Коктебель джаз фест" пришли в Одесскую область и ушли... Что-то свое - новое, яркое, большое, массовое - создать не удалось. Да и не пытались...

Единственный новый фестиваль, которому удалось вырасти до заметного уровня, - "Одесса классик" Алексея Ботвинова.

4. "Укрзалiзниця" - враг или партнер украинского туризма?

Заметные изменения в деятельности "Укрзалiзницi" есть, но их явно недостаточно. Добавились несколько поездов в Одессу, а вот сама система не стала другой. Простой, но вместе с тем невероятный факт: до сих пор нельзя купить билет на электричку в Затоку на завтра!

Туристопроводы из Днепра, Харькова и Западной Украины все так же недостаточны по пропускной способности. А с учетом отсутствия автомобильного и авиационного сообщения между крупнейшими городами Украины железная дорога остается единственным доставщиком массового туриста в Одессу и область. Но летом купить билет в Одессу из любого украинского областного центра за 30-40 дней невозможно!

5. Трасса Одесса - Рени

Идея, за которую бился всеми правдами и неправдами Саакашвили, и которую четыре раза открывал Петр Алексеевич, все-таки воплотилась в жизнь. Хорошая, новая трасса, не убитая грузовым транспортом (пока). В два раза быстрее можно добраться в Рени и Вилково, Лебедевку и Катранку. Но это пока не создало новый туристический поток. Просто некоторую часть туристов, разочарованных Затокой, перенаправило чуть южнее.

И в заключение хочу сказать глубокоуважаемому Михаилу Николаевичу: сезон в Одессе - не провальный. Это обычный сезон, с небольшими колебаниями вниз. А провалена государственная туристическая политика - причем всеми ветвями власти. Государство Украина пропускает мировые туристические выставки, выделяет мизерный бюджет на промоцию страны за границей, но даже его умудряется не освоить. Уполномоченный орган правительства, ответственный за развитие туризма в стране находится в состоянии непрекращающейся спячки. Остается надеяться, что новое правительство увидит в туризме не модное слово, а реальную отрасль экономики, способную существенно повлиять на ВВП.