Номер 34 (1427), 28.09.2018

КОНТЕЙНЕРНЫЙ САММИТ:
ПОБЕДИТЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ

XII международный "Черноморский контейнерный саммит", организованный издательством "Порты Украины" и информационно-аналитическим центром "BlackSeaTrans", собрал более 150 специалистов морской транспортной сферы из всех стран Черноморского региона, а также представителей крупнейших транснациональных компаний.


Саммит, прошедший в рамках программы Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), снова подтвердил, что после значительного падения объемов контейнерных перевозок вследствие мирового экономического кризиса (в 2009 году - на 41,8 %) происходит уверенное восстановление рынка.

- В 2017 году на Черном море 20 контейнерных терминалов, расположенных на территории 16 портов, перевалили более 2,8 млн TEU, превысив прежние достижения, - рассказал в докладе Константин Ильницкий. - Украина занимает второе место по объемам после России. Только по груженым контейнерам Украина дала прирост 17 %. В то же время все черноморские страны повысили товарооборот, кроме Украины. Наши порты перегрузили 60 % от объема 2008 года. Это во многом связано с уровнем ВВП.

Выводы Константина Ильницкого поддержал Александр Басюк, директор Департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта Мининфраструктуры.

- Министерство обеспокоено снижением грузопотока, - сказал А. Басюк. - С 1 января портовые ставки были снижены. Но грузопоток не имеет тенденции к росту. В то же время мы надеемся, что эта мера будет способствовать привлечению грузов. Идет работа над планом пошаговых действий по реализации Национальной транспортной стратегии Украины. Впервые страна прошла проверку ЕМСА и ИМО на выполнение международных обязательств по безопасности мореплавания. Разрабатываются концессионные проекты в Херсонском порту, Ольвии и по порту Южный. Продолжается работа по проведению концессионных конкурсов.

Александр Кифак, директор юрфирмы "АНК", отметил, что во всем мире используется концессия. У нас же практика концессии пока отсутствует, так как возникает много сложностей по ее реализации. Поэтому нужен законопроект, который упростит процедуры. Концессионный договор заключила компания Трансбалктерминал в 1998 году, но еще по старому законодательству.

Руководитель ГП АМПУ Райвис Вецкаганс подчеркнул, что "сегодня стоит задача создать условия, равные для всех портов. Конкуренция приводит к снижению ценовой политики обработки контейнеров. В то же время контейнерный бизнес не может развиваться без наземной инфраструктры, транспортной логистики. Нашим транзитным потенциалом являются интермодальные перевозки в направлении Прибалтики, Беларуси, Европы. Мы работаем с "Укрзализныцей", чтобы контейнерные поезда формировались в портах".

В этом году Одесский порт совместно с ПАО "Укрзализныця" организовал регулярный контейнерный поезд в направлении Харькова и Днепра. По результатам тестовых отправок установлено время доставки груза на расстояние 761 км - 23-25 часов, в зависимости от графика работы промежуточных станций. Экономия времени по сравнению с нерегулярными перевозками составляет приблизительно 60 %.

Как отметил Игорь Ткачук, начальник Администрации Одесского морского порта, для улучшения эффективности работы железной дороги немецкой компанией проведено исследование, согласно которому будет разработан дальнейший план действий. В планах Одесского порта строительство объездной дороги Хаджибей-2, увеличение причальной линии за счет СРЗ, ремонт эстакады, завершение строительства волнолома на Карантинном молу.

О программе развития контейнерного терминала на Карантинном молу Одесского порта рассказал Филипп Свенс, президент компании "Контейнерный Терминал Одесса", отметив, что компания планирует инвестировать до 17 млн долларов, чтобы достичь западных стандартов. Помимо направлений на Харьков и Днепр, планируется запустить контейнерный поезд в Киев, что улучшит перемещение груза по Украине.

- Наша цель - создать открытую платформу, когда любой клиент сможет доставить свой груз и быть уверен, что он дойдет до нужной точки назначения в срок, - отметил Филипп Свенс. - Мы используем новейшие технологии по зерну, контейнер заполняется зерном с помощью перегружателя, чем минимизируются выбросы в процессе перегрузки зерна и ускоряется процесс. Наше внимание направлено на развитие информационных технологий, чтобы обеспечить лучшую связь. Мы хотим достичь того, что есть в Гамбурге, когда все услуги работают в одной системе и обрабатывают информацию в одном окне. Это нельзя сделать за одну ночь, но мы работаем над этим. Украина имеет большой потенциал. И мы хотим быть частью этой работы, чтобы Одесса оставалась ведущим портом Украины. Мы разработали программу "Порт и город 2021" и готовы работать со всеми, чтобы Одесский порт успешно развивался.

Стив Рэй, управляющий партнер WSP Parsons Brinckerhoff, пояснил, что для привлечения грузопотока в первую очередь нужна инфраструктура, сервис и оптимальные тарифы. И Украине есть над чем работать, привлекая инвесторов и создавая им оптимальные условия.

Роман Колоянов, гендиректор компании Мaersk Ukraine, рассказал о ситуации в контейнерном бизнесе, который сегодня имеет сравнительно небольшие прибыли. Если в этом году фрахтовые ставки стабильные, то цены на бункер растут. Поэтому много минусов по всем контейнерным линиям. В то же время на все влияет баланс спроса и предложений. 2018 год для контейнерного бизнеса стабилен, но имеется избыток вместимости. Процент нового флота, который вводится в строй, имеет тенденцию к снижению. Если в 2015-16 годах было много заказов на крупнотоннажные суда, то сейчас заказы по мелкому флоту. Существует легитимное количество портов, которые могут обрабатывать большие суда. И крупного флота достаточно. Также наблюдается тенденция консолидации линий. Пять основных компаний контролируют 60 % перевозок, следующие пять - 18 %. Контейнерный бизнес тяготеет к автоматизации, внедрению электронных технологий, общению с клиентами он-лайн. Благодаря системе контроля компании Маерск, где контейнеры оборудованы датчиками, клиент может отследить свой груз в любое время в любой точке.

Также на конференции были обсуждены темы железнодорожных контейнерных перевозок из черноморских портов, новации в таможенном оформлении контейнерных грузов, взаимодействия с контролирующими органами в портах, юридические аспекты создания и модернизации контейнерных терминалов.

На саммите был оглашен рейтинг операторов контейнерных терминалов Черноморья по итогам 2017 года и награждены победители.

В прошлом году контейнерные терминалы Черноморско-Азовского региона превысили показатели 2014-2015 годов. Рост составил 12 %. По общему грузообороту контейнеров на Черном море за 2017 год Россия обработала 748, Украина - 723, Румыния - 672 и Грузия - 394. В номинации по объемам перевалки лидируют ДП Констанца - 558 тысяч TEU, АРМТ Поти - 318 тысяч TEU, NUTEP (Россия) - 303 тысячи TEU. В номинации по темпам роста первое место занял Батумский контейнерный терминал - 36 %, второе - Рыбный порт "Черноморск" - 32 %. И третье - NUTEP - 30 %. Победители получили дипломы и награды.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.