Номер 33 (929), 5.09.2008
Эксперимент с 12-летней системы обучения начался 8 лет назад. Тогда в первый класс набрали шестилеток. Насколько эта система оправдана в Украине, мы решили выяснить у специалистов.
НУЖНЫ ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ
- Я не скажу, что мы особенно выиграли с 12-летней системой обучения, - считает начальник городского управления образования Наталья Савельева. - Если говорить о качестве, то раньше у нас было не хуже, чем в Европе. По многим показателям мы даже выигрывали. В какой-то мере планировалось разгрузить учебную программу. Но она не стала менее насыщенной. Дети изучают то, что им вряд ли пригодится в жизни. В этом году мы побывали в британских школах. И хочу заметить, что содержание образование имеет сугубо прикладной характер. Ребята не изучают предметы, которые им не нужны.
В нашем случае при переходе на европейскую систему не все было продумано. Например, обеспечение школьников новыми учебниками. Каждый год выпуск школьной литературы запаздывает. В некоторых школах учатся по старым учебникам. Так, новые учебники для 8 класса только начали поступать с книжной базы.
Пытаются решить проблему учебников для восьмиклассников и по области. По словам начальника областного управления образования Дмитрия Демченко, они обеспечены учебниками на 34 %.
В БЕЛОРУССИИ ВЕРНУЛИСЬ К СТАРОМУ
В Белоруссии решили не идти на поводу Запада, а руководствоваться собственными взглядами. Правительством поставлена задача повысить качество образования не за счет увеличения срока школьной программы, а за счет улучшения качества самого обучения. Президент Лукашенко выразил сомнение в том, стоит ли всех школьников ориентировать на поступление в вуз, которое предполагает школьная 12-летка, заявив, что "людей с вузовскими дипломами у нас и так в избытке, а руками работать сегодня некому".
ГЛАС НАРОДА
Александра Степаненко, учитель русского и литературы:
- Думаю, новая система образования ошибочна. Мы только травмировали школьников перескоком из класса в класс. А все осталось тем же. Даже скажу, ухудшилось. Мы не заинтересовали детей новой программой, а разочаровали.
Тамара Крутько, учитель географии:
- С одной стороны, дети находятся под присмотром, в школе, получают знания. С другой - они не обретают профессию. И к жизни не приспособлены. На Западе последние классы специализированны. А мы только приходим к этому в гимназиях и лицеях.
Наталья, мама ученицы 7 класса:
- Мы специально пропустили один класс, чтобы не стать подопытными кроликами. Пошли в следующий. И все равно были проблемы с учебниками. Я училась 10 лет. И была довольна. А когда моя дочь закончит школу, сразу замуж отдавать что ли?
Подготовила Инна ИЩУК.