Номер 32 (828), 18.08.2006
(Продолжение. Начало в № 30, 31.)
"ЕГО ПРИМЕР ДРУГИМ НАУКА"
Помните, с какой тревогой украинские пенсионеры и льготчики следили за внедрением в российскую практику т.н. монетизацию льгот. Тем более, что сами россияне восприняли это новшество в штыки. И не напрасно: то, что российское правительство намерено было ввести в практику, мало кого устраивало. Особенно горожан. Если сельский житель получал какую-то мизерную надбавку к пенсии в компенсацию за ставший платным проезд в троллейбусе и трамвае, так он, этот сельский житель, троллейбуса и трамвая у себя в селе все равно не видел и мог рассуждать так: "В карман не из кармана". А городские старики, особенно в больших городах, где, чтобы повидать детей и внуков иногда по три пересадки делаешь в одну сторону, никак не могли быть довольны карточкой на 10 или даже 20 поездок в месяц. А компенсация за льготы на телефон, на лекарства... Впрочем, лекарств бесплатных уже давно мало кто видел. А железнодорожный транспорт, электрички... Почти по всей России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге начались волнения, пикетирования на площадях, возле зданий исполкомов и Думы. Перекрывались магистральные проезды. Не обошлось и без трагедии. В Петербурге погиб пенсионер, стоявший в толпе, перегородившей улицу. Насколько я помню, толпа окружила машину, в которой кроме водителя сидела женщина с ребенком. Машине не только не давали проехать, но пытались вытащить из нее сидящих в ней людей. Возникла угроза, что автомобиль могут попросту перевернуть. И тогда водитель, у которого сдали нервы, рванул с места, люди отскочили в сторону, а один человек не успел...
Короче говоря, в конце концов произошло невероятное правительство вынуждено было уступить народу. Сейчас установилась система, которая, в общем, устраивает многих, хотя воркотня продолжается. В основном народ недоволен тем, что приходится ежегодно выстаивать многочасовую очередь в районные управления социальной защиты для подтверждения отказа от льгот.
Я не ошиблась, стоят не за льготами, а для того, чтобы от них отказаться частично или полностью.
Сразу уточняю льготы на коммунальные услуги тем, кому они положены, сохраняются за всеми, от них отказаться нельзя (то есть в принципе можешь все оплачивать полной мерой, но никто тебе твое дон-кихотство не компенсирует). Что входит в сумму компенсации, ни сами пенсионеры, ни даже соцработники, которые регистрируют отказ, четко сказать не могут. Есть три пункта: одни включают льготы федеральные, другие местные. Заполняемая анкета совершенно неинформативна. Но старикам избыток информации не нужен. Они знают четко, от чего они не хотят отказаться. Большинство отказывается от всего это значит, что к пенсии будет добавлена ощутимая сумма от 600 до 1500 рублей (сумма зависит от категории льгот). Те, у кого есть дачные участки, просят сохранить им льготу на проезд электричкой. Им оформляется железнодорожный билет на электропоезда и, соответственно уменьшается добавка к пенсии. Для тех, кто ездит часто, это оказывается выгодным. Большинство отказывается от бесплатных лекарств и санаторного лечения ("Все равно фиг получишь", как выразилась одна дама. "Я за 15 лет, что на инвалидности, ни разу путевки не видела, а деньги они ощутимы"). К слову сказать, компенсационные надбавки все время понемногу увеличиваются.
Интересно решена проблема городского транспорта.
Компенсационная надбавка тут невелика: 250 рублей. Но каждый для себя решает вопрос, покупать ли на эти 250 рублей месячный льготный проездной билет или нет. Те, кто почти не выходят из дома, никаких проездных не покупают. Те, кто часто ездят, конечно, обеспечивают себя этим льготным билетом. Если учесть, что нельготчикам месячный проездной билет обходится свыше 1000 рублей, то понятно, что 250 рублей это почти даром. При этом легко подсчитать, что 250-рублевый проездной окупается дня в три-четыре. В Петербурге мне, чтобы повидать родственников, нужно доехать на троллейбусе до метро, затем проехать на метро и еще часть дороги автобусом. Таким образом, я трижды должна купить билет по 12 рублей (весь транспорт стоит одинаково, кстати, большая часть маршруток или, как их называют в Питере, Т-шек стоит тоже 12 рублей, реже 15 или 17). В итоге дорога туда и обратно обходится в 72 рубля.
Год назад билет стоил 10 рублей, проезд дорожает. Но вместе с ним растет и компенсация на проезд.
Кстати, с этого года продажа льготных билетов для пенсионеров существенно упрощена. В прошлом году льготный билет можно было приобрести только в сберкассе или на почте, где ты получаешь пенсию. Причем только от 14 до 16 числа текущего месяца на следующий.
Как говориться, кто не успел, тот опоздал. Сейчас на любой станции метро в Петербурге в компьютере есть все питерские пенсионеры и льготчики. В любой день, начиная с любого удобного для пенсионера числа, можно приобрести льготную магнитную карту на месяц, как я уже говорила за 250 рублей. Для контроля действенности этих карт кондукторы снабжены считывающей машинкой, которая, с одной стороны, позволяет учесть общее число перевозок льготников в гортранспорте, с другой, проконтролировать, не просрочен ли билет. В нужный момент карточку можно снова зарядить в том же метро.
Словом, если бы не ежегодная процедура отказа от льгот (она проводится с 1 июня по 1 октября), пенсионеры были бы вообще довольны.
Хотелось бы надеяться, что если в Украине решат все-таки монетизировать льготы, то начнут сразу же с того, чего добились российские пенсионеры (во всяком случае, в крупных городах), а не придут к тем же результатам после митингов и пикетов.
(Окончание следует.)
Елена КОЛТУНОВА.