Номер 24 (1219), 27.06.2014
В этом году традиционный форум Maritime days in Odessa 2014 в рамках транспортной недели состоялся уже в десятый раз и был посвящен теме экспорта с Черного моря. Несмотря на меньшее представительство участников стран, разговор получился деловым, оптимистичным и коснулся влияния политических аспектов на шипинг, ситуации в Крыму и переформатированию транспортной системы в Украине.
Основывая 10 лет назад площадку для профессионального общения специалистов морского бизнеса, международная юридическая служба "Interlegal" сделала все, чтобы форум Maritime days in Odessa стал традиционным, собирая судовладельцев, фрахтователей, трейдеров, страховщиков со всего мира поделиться опытом и информацией.
- В этом году мы подняли тему экспорта с Черного моря, - рассказал организатор, председатель Морского института в Украине Артур Ницевич. - Украина имеет огромный потенциал. И ввиду происходящих событий, смены власти, создания нового правительства мы надеемся на перемены к лучшему. Все эти годы мы говорили о необходимости переформатирования закона, прозрачных процедурах. Ведь, пока мы систему государственного регулирования не отпустим, пока не будет политической воли зарабатывать не на каждом контейнере по доллару, что усложняет процедуры, системное мышление поменяется. Мы должны отпустить рынок. И все вернется нам совершенно в другом виде. Сейчас есть определенные ожидания. Мы уже видим изменения в налоговой политике, в системе сборов, подходе к развитию отрасли.
Сегодня подъем портовой экономики ощущается во всех странах Черноморского бассейна. Кто-то развивается в Евросоюзе, кто-то самостоятельно. Растут импорт и экспорт. Все страны сегодня на взлете. И я считаю, что слово сейчас за Украиной.
Об экспортном потенциале Украины в своем докладе рассказал Андрей Шкляр, эксперт Центра транспортных стратегий:
- Объем перевалки через украинские порты за прошлый год снизился на 2,6 %. Падение вызвано транзитной составляющей - на 25 %. Российские грузы переориентированы на Новороссийск. У основного конкурента - Прибалтики - тарифы на транзит ниже, чем в Украине. Особых надежд на транзит возлагать не приходится, - отметил эксперт. - Зато у нас есть хорошая динамика роста каботажного импорта. Компенсируют снижение грузопотока перевалка контейнеров, по которым показатели поднялись на 25 %. А также руды и угля.
Сегодня 75 % украинского грузопотока приходится на порты Одесской и Николаевской областей. Крым давал всего 9 % перевалки страны. Однако из-за потери Крымского полуострова поставлены под угрозу Азовское направление и контроль над Керченским проливом. Это 7 млн тонн навала и 9,6 млн тонн генеральных грузов. Переориентирование грузопотока на Николаев и Одессу приведет к загрузке мощностей. В свою очередь нам стоит задуматься над перевалкой зерновых. Прогнозируемый урожай в этом году, возможно, будет не хуже уровня прошлого года. Oортовые мощности могут быть загружены на 87 %. И нам главное, чтобы инвестиции в 21 проект, которые сегодня осуществляются, сложились, не было сбоя, - подчеркнул Андрей Шкляр. - Тогда мы будем обеспечены всем необходимым. Снимая вопросы узкого горлышка для зерновых, мы решаем проблемы экспортных грузов Украины.
На конференции было уделено внимание развитию речных перевозок.
- Всего 3 % дорог Украины соответствуют европейскому качеству, - провел сравнительную характеристику Кирилл Таран, заместитель генерального директора по управлению флотом судоходной компании Укрречфлот. - Перспектива - в развитии речных путей. Сегодня реализуются проекты речных портов мощностью на 44 млн тонн. Будущее за рейдовой перегрузкой. Груз доставляется до рейда, где перегружается на крупнотоннажные суда. Радует то, что мы начали находить понимание с таможенной службой по оформлению грузов. Принимаются лояльные решения, что дает возможность развития контейнерных перевозок. Надеемся продолжить линию Одесса, Ильичевск, Южный, связав речным путем Днепропетровск и Запорожье.
В то же время нужно еще много сделать для безопасности судоходства. Например, есть проект и технологии, как убрать скалы по Днепру в направлении Днепродзержинска, чтобы сократилось количество аварий на реке. Но пока движения по этому проекту нет.
Своими достижениями в портовом хозяйстве, улучшению сервисов, которые представляет государство для транспортного бизнеса, поделились грузинские специалисты.
- Благодаря упрощению процедур: таможенных, пограничных, портовых, налоговых, заменой на более простые мы улучшили условия работы и повысили привлекательность нашего порта, - сообщил Эдуард Мачавариани, генеральный директор компании "ASSA Trans Caucasus" (Поти). - Процедура вывоза контейнеров в сухой порт занимает около 5 минут. Растаможка груза, пришедшего в контейнере - 20-30 минут. Под сканирование, досмотр по красному коридору попадает всего 5 % груза. Выборку производит специальная программа, которая не зависит от человеческого фактора.
В государственных сервисах внедрен электронный документооборот, начиная от реестра до нотариального заверения. Мы принимаем документы по скайпу, - отметил грузинский эксперт. - Если вы утеряли паспорт за границей, то можете восстановить его через интернет. Каждая компания, с которой мы работаем, зарегистрирована на сайте, на котором можно узнать всю информацию о ее недвижимости, долгах, истории. Интернет вошел во все сферы государственного контроля. Права и техпаспорт можно в машине не возить. Полиция имеет переносную электронную базу. Все эти нововведения сказались на эффективности развития морского транспорта. И один из показателей - рост по контейнерам - 22 % в год.
На форуме также были обговорены пути развития и взаимодействия портового бизнеса. Украине есть куда расти, особенно в экспортном плане. И, возможно, следующая повестка Maritime days in Odessa, в связи с быстрым ростом экспорта зерновых, будет как раз связана с организацией морских перевозок украинского урожая.
Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.