Номер 22 (1511), 30.07.2020
(Окончание. Начало в № 21.)
Проектировщики Панамского канала вначале пытались найти возможность бесшлюзового прохода между океанами. Потом решили использовать шлюзы. На работу везли людей из разных стран. Всем обещали хорошие заработки. Но уже вскоре о стройке пошла дурная слава. Там гибло много народу от малярии и лихорадки. Заговорили об ошибках в проекте, о нечеловеческих условиях труда. Говорят, что французские землекопы прибывали за океан... со своими гробами, ибо заранее готовились к смерти в болотистых джунглях.
И тут на арене вновь возникают американцы. Вначале они перекупают права у французов и объявляют прокладку канала делом своих национальных интересов. Проект становится не столько коммерческим, сколько государственным. Его продвигают последовательно президенты США и их ближайшие помощники. Рузвельт и Тафт ведут переговоры и выделяют деньги. Хотя у американцев все еще остается право рыть канал в Никарагуа, но они останавливаются на панамском варианте, поскольку там уже выполнена часть работ. США вынуждают французов передать им права всего за сорок миллионов долларов. Потом они выкупают у Колумбии полоску земли шириной в десять миль. Через короткое время Колумбия пытается вернуть эти земли обратно. И тут американцы играют на стороне якобы патриотично настроенных местных жителей, помогают им установить независимость провинции от колумбийцев. В ноябре 1903 года Панама провозглашает о своем отделении, через четыре дня страну признают Штаты, а еще через десять дней быстренько подписывают с новорожденным государством бессрочный договор о межокеанском канале. Договор спешно ратифицируют, не успев даже перевести на понятный местным гражданам испанский язык.
Так скоропостижно возникла страна Панама площадью примерно 77 тысяч квадратных километров (это чуть больше двух Одесских областей), попавшая на целое столетие практически в полную зависимость от Соединенных Штатов.
Нужно отдать должное американцам. Они взялись за дело основательно. Учли промахи французов. В районе строительства осушили 80 гектаров болот, восстановили сотни километров старых рвов, вырубили и сожгли участки кустарников, где гнездились личинки комаров, переносивших малярию и желтую лихорадку. Они подправили проект и максимально использовали естественный ландшафт. Реки и озера вошли в систему канала. Многие места углубили для того, чтобы там могли отстаиваться суда, ждущие своей очереди на прохождение шлюзов. Последнюю перемычку ликвидировали символично. Был проложен специальный кабель до Вашингтона. Там, в своем кабинете в Белом доме, президент Вильсон нажал золоченую кнопку — и в далекой Панаме прозвучал взрыв. Воды двух океанов пошли навстречу друг другу. На дворе был уже 1913 год. Первое судно прошло по каналу через год, а полноценная его эксплуатация началась только летом 1920 года, когда отгремела Первая мировая война и воевавшие недавно страны перестали шарахаться друг от друга.
Американцы взяли на себя не только строительство и обслуживание канала, но и его безопасность. Вся зона вдоль канала обросла сетью военных баз США. Более того, для укрепления обороны стратегического объекта американцы провели ряд беспрецедентных акций. Они выкупили несколько островов в Тихом океане, Кукурузные острова, которыми владела Никарагуа, парочку островов у Колумбии. По сути, вся Панама на тот момент стала протекторатом США. Это касалось всех сфер жизни. При формальном наличии собственной денежной единицы бальбоа, ее никогда не выпускали в бумажном виде. Чеканили только мелкие монеты, а по сути, пользовались американскими долларами. Если бы не канал, этот регион оставался бы типичной банановой республикой. Десятилетиями основным экспортным товаром оставались именно бананы. Уже в 1904 году американская компания "Юнайтед Фрут" заняла лучшие земли в стране под свои плантации, получила исключительные права на использование линий коммуникаций (телефона, порта, железной дороги, складов). В зоне Панамского канала расположены десятки американских военных городков со своими школами, полицией, магазинами, церквями. Живущие здесь семьи почти не контактируют с местным населением и не говорят по-испански. В то же время коренные панамцы, как правило, кроме испанского, владеют английским, а кое-кто и французским языками. Ибо большая часть жителей маленькой страны (их примерно 3,8 миллиона человек) — это потомки смешавшихся с индейцами испанских переселенцев.
Инвестиции США в эту зависимую территорию едва ли не самые большие на душу населения. Сама же экономика Панамы очень своеобразна. Подавляющая часть денег идет в бюджет от эксплуатации канала, банковских и страховых компаний, а также от регистрации судов разных стран. От производимой сельхозпродукции поступает меньше трети доходов страны. При этом ВВП здесь самый высокий в регионе.
Как начиналась страна на грани закона и беззакония, так и продолжает жить. То и дело по всему миру вспыхивают скандалы вокруг панамских афер отдельных известных личностей и целых всемирных корпораций. Панама остается именем нарицательным, ибо умышленно завлекает в свою юрисдикцию всех, кто хочет увильнуть от честной уплаты налогов в своих государствах. Будучи морской страной, Панама не имеет собственного флота, но количество судов под панамским флагом на морях-океанах огромно. Страна дает возможность судовладельцам оформлять документы так, что на настоящей родине к магнатам претензий нет. Льготное налогообложение так и тянет многих экономить. Вот почему в Панама-сити выросли целые кварталы современных небоскребов с офисами компаний со всех континентов. Особенно любят берега канала страховые и финансовые корпорации. Деловые кварталы столицы поразят своим блеском и роскошью. Но обольщаться не стоит. У медали две стороны. В той же столице куда больше людей едва сводит концы с концами, не имеет никакой работы, живет в ветхих домишках прошлых столетий или в откровенных трущобах. В более мелких городках и поселках ситуация еще хуже. А есть и вовсе труднодоступные селения, куда не проложены дороги и добраться можно разве что по разветвленной речной сети.
Давайте снова вернемся к каналу. Неглупые местные граждане очень скоро сообразили насчет важности водной артерии и стали бороться за нее. Бунты против контроля американцев возникали многократно начиная с конца 20-х годов прошлого века. Происходили перевороты и свержения правительств. Американцы наблюдали за процессом и, как правило, проталкивали наверх своих людей. Но в 1969 году полковник Торрихос стал у руля и повел несогласованную с США политику. Развернул жилищное строительство, ввел налоговые льготы, начал реформы образования и медицины, построил ГЭС и сахарный завод, дал преференции банкам. Всерьез зашел разговор о передаче канала под контроль местных властей. И в 1977 году был подписан договор о поэтапной передаче полномочий панамцам с выводом американских военных баз. Через несколько лет после этого Торрихос погиб при невыясненных обстоятельствах, но заменивший его другой полковник Норьега продолжил ту же линию. Более того, он решился на вооруженный конфликт с американцами, но в итоге был свергнут. Все эти бурные события не помешали довести до логического завершения передачу канала Панаме. Начиная с 2000 года сооружение приносит доход стране, но находится канал все же под контролем международной корпорации. Сейчас Панама получает свыше двух с половиной миллиардов долларов ежегодно от проходящих судов. В стране был проведен референдум о целесообразности расширения канала. Большинство проголосовали за, ибо понимают, что это кормит сотни тысяч людей. Параллельно старому маршруту провели дноуглубительные работы, и несколько лет назад по новому пути прошел первый танкер водоизмещением свыше 130 тысяч тонн. Теперь судостроители получили стандарт, который назван "Новым Панамаксом". В связи с дополнительными возможностями правительство планирует довести доходы от канала-кормильца до четырех с половиной миллиардов долларов в год. Вкупе со скандальными офшорами это обещает серьезное пополнение бюджета. На что пойдут эти деньги? Покажет время. А пока корабли все плывут из Тихого океана в Атлантику и обратно...
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.
Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Чи добре там, де нас немає?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв