Номер 22 (1119), 15.06.2012

Александр Журбин:
"СЧИТАЮ СЕБЯ ГЕНЕТИЧЕСКИМ ОДЕССИТОМ"

Композитор Александр Журбин прославился в середине 1970-х после того, как ансамбль "Поющие гитары" поставил его рок-оперу "Орфей и Эвридика", которая считается первым советским сочинением этого жанра. Сейчас на его счету около десятка опер, без малого 30 мюзиклов, популярные песни, камерные произведения и т. п. С нашим городом композитора, как оказалось, связывают личные отношения.

- Для меня каждая поездка в Одессу - это праздник, - признается композитор. - Мои родители, хотя и не родились в Одессе, здесь учились, познакомились и поженились. Моя мама, ей 90 лет, наказала мне обязательно посетить Отраду, она там училась в школе. Я поехал в Отраду, сделал там фото, правда, не знаю на фоне чего. А еще здесь жили бабушка и дедушка, которые погибли в начале войны, когда расстреляли евреев...

Я считаю себя генетическим одесситом. Часто сюда приезжал и чувствую органическую связь с этим городом.

Вот мы с вами стоим на ступеньках филармонии, а я, между прочим, выступал там много раз еще в юности, когда работал в Москонцерте. Жили мы в гостинице "Красной", и это был легендарный маршрут - из "Красной" в филармонию.

Все это мне хорошо знакомо, и вся мифология одесская очень близка. Я считаю, что это также моя мифология.

Я знаю всех знаменитых одесситов, которые живут в Москве, Петербурге, Нью-Йорке. А однажды написал произведение, которым горжусь до сих пор. Это музыкальная версия пьесы Бабеля "Закат". Она шла в Одессе, а также по всему миру. Вот такая вот у меня связь с Одессой.

- Судя по вашей музыке, а также по книге, с чувством юмора у вас все в порядке. Это тоже генетически заложено отсюда?

- Думаю, что да. Я всегда любил остроумные рассказы, анекдоты, но только действительно остроумные, а не те, которые печатаются в газетах.

- Музыканты - веселый народ?

- Всякие есть. Но среди музыкантов вообще принято шутить, это специфический юмор. Есть целые книги типа "Музыканты шутят". Но на самом деле среди музыкантов есть много грустных людей, возможно, даже мрачных. Дмитрий Шостакович далеко не веселым был человеком. В его музыке наблюдается определенный гротеск, сарказм. Так просто хохотать с этого не будешь.

- Когда-то я беседовал с лауреатом Ленинской премии Отаром Тактакишвили и спросил его, пишет ли он музыку каждый день. И он ответил: "Ну я же не Чайковский, это из того перло". А из вас, судя по количеству сочинений, музыка так и прет. Не правда ли?

- Вы будете смеяться, но да. Просто нет времени садиться каждый день за рояль, а то я бы с удовольствием. Когда я нахожусь на отдыхе или у меня спокойная жизнь, я каждое утро сажусь и пишу музыку. Но, к сожалению, жизнь не дает такой возможности. Постоянные разъезды - в Америку, в Европу. Но это тоже нужно...

- Для профессионального композитора вдохновение существует?

- Я пишу много музыки, и далеко не всегда вдохновение со мной. Действительно, Чайковский для нас всех пример, он сказал совершенно уникальную фразу: "Вдохновение не любит посещать ленивых людей". Если ты лежишь на диване, то оно не придет никогда. Ты должен все время работать. А вдохновение - это счастливое состояние, которое знает каждый композитор. Это когда ты пишешь-пишешь, и вдруг - раз и что-то потекло, что-то появилось, и ты чувствуешь, что именно эту мелодию ты взял оттуда (показывает пальцем вверх)

- А шлягер по заказу можно создать?

- Песню написать по заказу - элементарно. Если ты профессионал. Представьте, что вы архитектор и вам заказали сделать большой дом, а потом маленький. Архитектор нарисует и тот, и тот. Это его работа, для этого не нужно вдохновение. Также и для композитора. А вот появление шлягера - это чудо. Песню "Тучи в голубом" я написал для фильма, за два дня, и вообще не обращал на нее внимания.

- Отчего зависит то, что песня становится шлягером?

- Никто этого не знает, никто не может этого предвидеть. Это всегда получается при стечении колоссального количества обстоятельств.

А вообще сейчас мне не очень нравится писать популярную музыку. Я все больше склоняюсь к более серьезным направлениям. Песни - все-таки однодневки, они рождаются и умирают. Некоторые живут долго, но таких очень мало. А мне хочется написать что-то такое, чтобы жило долго.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.