Номер 21 (1510), 23.07.2020
Капитан дальнего плавания Иван Орел имеет более 45 лет морского стажа.
Родом он из Одесской области, воспитывался в интернате, который закончил с золотой медалью.
— Сначала я хотел быть летчиком, — вспоминает Иван Орел. — Дома у меня не было. Поэтому думал всю жизнь странствовать. Но в интернате одноклассник показал проспекты с парусниками. Мы, мальчишки, загорелись стать капитанами. И я поехал в Одессу. Поступил в ОВИМУ в 1973 году. Были интересные лекции, занятия с преподавателями-практиками, после каждого курса — рейсы на учебно-производственных судах. Мы учились на практике и накапливали опыт. На третьем курсе женился. Чтобы обеспечить семью, подрабатывал докером в Одесском порту, кочегаром на судне. А когда уже получил диплом, то пошел в рейс матросом на теплоходе "Грузия". Затем плавал на пассажирских судах штурманом — "Адмирал Нахимов", "Федор Шаляпин", "Одесса", "Дмитрий Шостакович". Особой школой стало общение с известными капитанами: Виктор Чернышов, Владимир Шабанов, Анатолий Гарагуля передавали свои навыки и мастерство. В 1994 стал капитаном.
В морской биографии капитана Ивана Орла были и жестокие штормы, и мирные штили, не раз попадали в циклоны. Участвовал в боевых операциях, когда судно сопровождала подводная лодка. На пассажирских судах Иван Игнатьевич общался с известными артистами — Владимиром Высоцким, Элиной Быстрицкой, Ефимом Шифриным и многими другими.
— Сколько себя помню, все время был в море, — говорит Иван Орел. — Без моря не представляю своей жизни.
А на берегу его встречала и поддерживала семья. Жена тоже работала в ЧМП. Два сына пошли по стопам отца, став штурманами. Внук учится на третьем курсе Национального морского университета на старшего механика.
— Я смотрю на молодых моряков и вижу, как поменялся подход к нашей морской профессии, — отмечает Иван Орел. — Сегодня моряки больше работают как операторы судна. Нас же учили ориентироваться по секстану, по звездам, по солнцу. Когда появились радары, начали цепляться за берега. Мой старший сын был вторым помощником у меня на судне. Я учил его обращать внимание даже на мелочи. Быть, в своем роде, педантом. Потому что на флоте нет мелочей. Как говорил мне один старпом, наша жизнь скреплена кровью наших погибших товарищей. Поэтому все наставления штурманской службы должны четко выполняться. Мы были в полувоенном состоянии. Никто не умел так сражаться за живучесть судна, как наши моряки. Наших моряков отличала психологическая устойчивость. Сказали — должен выполнить! В рейсе механики зачищали цилиндры, чистили трюмы и танки. Много работы делали бескорыстно. Мы были готовы к тому, что нужно выполнять все, когда за спиной нет никого. Ты, пароход и море!
— Как капитан порта, я отвечаю за безопасность мореплавания в данной мне зоне ответственности. Рисков в Днепро-Бугском лимане хватает, тут свои особенности. Как-то пришел пароход, стал на якорь. Капитан — филиппинец. Мы предупредили — надвигается сильнейший шторм. Рекомендовали кинуть второй якорь и двигатель должен работать в постоянной готовности. Также есть экологические риски. Судно набирает балластные воды. Перед тем как откатывать их, служба надзора должна проверить. Нужно регулировать движение судов, кого куда ставить. Растут объемы переработки, движение судов становится более интенсивным. И капитан порта должен контролировать все процессы, влияющие на безопасность судоходства, а также развития терминалов и портов.
У Ивана Игнатьевича под крылом сплоченная профессиональная команда.
— Обслуживаем участок Южного Буга, где расположены порт "Ольвия" Днепро-Бугский порт, "Ника-Тера", "Евровнешторг", — показывает на карте заместитель капитана порта, а сейчас начальник ГП "Морречсервис" Николай Назаренко, военный моряк с большим опытом и стажем работы. — Сейчас наша зона ответственности увеличена с 4 до 19 миль. В день по 7–10 судозаходов приходится на одного инспектора. Только за прошлый год обслужили более 2000 судов на приход и выход.
В капитанию порта "Ольвия" едут представители агентирующих компаний оформлять документы на проверку судов каботажного, местного и иностранного плавания. Во время карантина организовали меры безопасности и минимизировали контакты людей. Чтобы обезопасить коллектив, в "Ольвии" применили щадящую схему работы. Высылают по электронной почте минимум документов, контакты людей минимальные.
В прошлом году в специализированном морском порту "Ольвия" собирали на семинар всех капитанов 13 портов Украины, чтобы отладить работу служб капитанов портов в новых условиях. Были озвучены дельные предложения. — Во-первых, нужно убрать приставку "госслужащий", что ограничивает время занятия должности до 65 лет и не дает возможности профессионалам быть у руля. Второе — вывести капитанов в отдельную структуру, увеличить количество специалистов и организовать достойные условия труда, — предлагает Иван Орел. — Надеемся, что наши предложения рассмотрят и учтут в дальнейшем реформировании. Потому что первая задача государства — обеспечить безопасность на реке и море. И создать условия для моряков, которые поддерживают статус морской державы.
Когда я учился в Морской академии и жил в экипаже на Маловского, на КПП висел огромный транспарант с изображением моряка в бескозырке и надписью — "В морях твои дороги". Вот и хочется пожелать нашим морякам здоровья, терпения и удачи, попутного ветра, чистого неба, тихой воды и благополучного возвращения домой. Семь футов под килем!