Номер 19 (1459), 30.05.2019

БЛЯШИНАЯ ВОЗНЯ

Не скрою, несколько лет назад меня чуть было не обуяла гордость за рост международной популярности нашей любимой Одессы.

По улицам приморского города стали ездить авто с номерами разных стран Европы. Вот, думалось тогда, плоды евроинтеграции! Попер к нам пусть и не самый богатый, но все-таки литовец, латыш, поляк, чех, болгарин, румын, а порой и сам немец-француз! И не беда, что машинки их все больше из прошлых десятилетий. Там же ребята экономные. Пыль в глаза пускать не приучены. Да и что нам до возраста их машин? Покатаются, посмотрят на наши красоты - и вернутся домой коптить свое небо...

Скоро наступило горькое разочарование. Всегда обидно тупо ошибаться. Машинки эти типа иностранные потихоньку заполонили всю страну - от столицы до самых Крыжополей с Ивано-Марьинсками. И рулили отнюдь не гости прекрасной Украины, а пересични украинцы, массово прошмыгнувшие через лазейки закона.


Безусловно, де-юре вся эта кавалькада на колесах числилась за Европой. Но там, откуда их пригнали, рады были от хлама избавиться. Представьте, что вы законопослушный гражданин одной из относительно цивилизованных стран. У вас есть авто, на котором вы накатались уже лет 10-20. Пора утилизировать и заплатить за это деньги. И вдруг появляется фирмочка или просто разудалый хлопец, предлагающий купить у вас это добро. Недорого. Для вас это просто находка и избавление от проблемы. Что с колымагой будет дальше, вас не касается. А для ушлых ребят - классный бизнес.

Спрос на европейский автохлам оказался огромным. На скорую руку в бывших странах соцлагеря наоткрывали фирм, которые переоформляли машины и вручали их временно осчастливленным украинцам. Далеко не все вникали в тонкости вопроса и считали, что могут пользоваться полученным имуществом бесконечно и... безнаказанно. Автомобили юридически оформлялись то ли на временный ввоз, то ли на транзит. В любом случае они должны хотя бы периодически покидать территорию Украины. В этом смысле проще было жителям приграничных областей. Они на первых порах регулярно пересекали границу туда и обратно, обновляя дату временного пребывания. Для владельцев авто с еврономерами, проживающим, скажем, в Запорожье или Полтаве, мотаться за границу и обратно не очень удобно, долго и накладно. Да и с ростом сомнительного автопарка росли очереди на переход границы, мешая обычному деловому сообщению между странами. Начали возникать первые конфликты. Самым плохим в этой истории было то, что власть никак не реагировала на проблему, словно ее и нет.

Почувствовав безнаказанность и ощущая себя как бы некой силой, водители евромашин стали нарушать законы массово. Дело даже не в том, что все они давно превысили допустимые временные рамки временного пребывания или транзита. Многие стали использовать автомобили для коммерческой деятельности, что категорически запрещено. Я впервые столкнулся с этим, когда вызванное такси оказалось дребезжащим "Рено" с болгарскими номерами. Стал распрашивать водителя о его питомце. Естественно, купил он его недорого. На момент нашей встречи, по его словам, покупку давно отбил, то есть окупил. В случае серьезной поломки не собирался его даже ремонтировать. Легче было бросить и... снова купить что-то подобное.

Не стану утверждать, что все одесские водители ведут себя на дорогах по-джентльменски. Но новоявленные европейцы - это особая категория. От них хочется держаться подальше. Носятся они зачастую, как угорелые. Правила, очевидно, изучали, но особого пиитета перед ними не испытывают. Не удивительно, что ДТП с участием евробляхеров стали происходить по всей стране. Скажете: с кем не бывает? Согласен. Вот только алгоритм действий разный. Обычный водитель, попавший в аварию, пытается разобраться или договориться с товарищем по несчастью, подключает страховую компанию. Если совсем плохо, вызывает полицию. У евробляхеров все не так. Сам видел такую картину: столкнулись два авто, на одном из которых европейские номера. Владелец легальной машины растерянно топчется на месте происшествия, нервно куда-то названивая по мобильному, а евробляха стоит себе с распахнутой водительской дверцей, но без водителя. Испарился. Даже ключи на месте.

Спросите: что бы это значило? Все просто. Ни в одной полицейской базе нет привязки временно завезенных автомобилей к конкретному лицу. А у лица нет документов о том, что он владелец. Нету на машину и страховки. Поэтому во избежание серьезных неприятностей недавний счастливый обладатель иномарки предпочитает сделать вид, что ничего о ней не знает. Проблемы остаются у водителя с правильными номерами.

Здесь мы подошли к еще одному неприятному моменту. Полицейские все чаще регистрировали различные преступления с использованием машин на еврономерах, что очень затрудняло определение возможных преступников. Не исключено, что какая-то часть авто целенаправленно пригонялась в Украину по заказам криминальных группировок.

Масштабы проблемы наконец-то дошли до власть имущих. К тому времени популяция евробляхеров разными экспертами оценивалась от полумиллиона до миллиона машин, а особо одаренные настаивали аж на двух миллионах. Стали придумывать, что с этой бедой делать. А сама беда, как у нас водится, нашла идейных покровителей в походе против власти и попыталась перевести проблему из экономической плоскости в политическую. Даже свою партию бляхолюбов решили наскоро соорудить. При этом нагло перекрывали трассы и прилегающие к пограничным переходам пути, блокировали областные администрации и правительственные кварталы в столице, жгли покрышки, били в бочки-барабаны, что-то орали и обвиняли все ту же власть. Вот только в чем?

Осознав, что рано или поздно нужно легализовать своё добро, евробляхеры пошли в атаку по сути на права всех остальных граждан. Они хотели получить украинские номера без дополнительных хлопот и почти даром. Называли какие-то им понятные цифры, которые они готовы заплатить. Словом, шантажировали. На мой взгляд, власть дала слабину. На разных этапах этой бляшиной возни.

Во-первых, нужно было начинать штрафовать за превышение сроков пребывания сразу, а не через годы, когда безнаказанность стала нормой жизни. Во-вторых, нельзя было вообще впускать большую часть этих авто с их сомнительным техническим состоянием. В-третьих, необходимо было требовать от них подтверждения техосмотра и наличия страховки, которая действовала бы в нашей стране. В-четвертых, уже на позднем этапе нельзя было ни в коем случае идти на уступки по снижению тарифов на растаможку, поскольку это оскорбительно для всей массы украинских водителей, купивших машины внутри страны и заплативших за это все полагающиеся налоги и платежи.

Весь прошлый год проблема евроблях будоражила общество. Многие становились на их сторону. Мол, власть не дает ребятам ездить на купленных за недорого импортных тачках. Но если у нас закон для всех один, то почему он должен быть лояльным к тем, кто умышленно его нарушил? Где логика, господа? Вам надоела старая коррумпированная система? Мне тоже. Но потакание нарушившим закон и поиск для них все новых лазеек - это ли не один из элементов коррупции? Вы уверены, что на ввоз всей этой автоармии на таможне закрыли глаза просто так? Вам не кажется странным, что у полиции нет вопросов к этим смелым парням? При этом они могут просто так остановить вас, если едете, не дай бог, в левом ряду при свободном правом, который весь в ямах и колдобинах...

Дебаты и разные законопроекты о судьбе евроблях носились под куполом парламента, словно в стране мало других важных дел. Демарши незаконопослушных при этом не утихали. Наконец-то в конце прошлого года гора родила мышь. Добренькие парламентарии пошли навстречу мятежным евробляхерам и придумали для них специальные правила легализации. На все про все дали целых полгода. Из них первые три месяца можно было растаможить авто вообще за полцены. Лафа! Кстати, люди посерьезнее оценили этот подарок родины правильно и быстренько обзавелись украинскими номерами. Более того, особо мудрые и расторопные, у которых до того и мысли не было ничего нарушать, именно в эти месяцы съездили в Европу и вернулись на прекрасных авто, которые согласно закону четко оформили за половину таможенных платежей. Вот к ним претензий нет. Молодцы!

По сведениям таможенников более четверти миллионов автомобилей получили украинскую регистрацию. Наплыв был таким, что таможня работала без выходных и праздников едва ли не круглосуточно. Казна получила миллиарды гривен, которые по словам правительства перенаправили в Пенсионный фонд, а бывшие евробляхеры избавили себя от будущих проблем.

Обозначенный в специальном законе срок заканчивался 25 мая. После этого полиция должна была начать тотальные проверки всего транспорта на еврономерах и применение штрафов к нарушителям. А штрафы такие. Превышение сроков транзита на 10-20 суток стоит 17 тысяч гривен, от 20 до 30 суток - уже 85 тысяч, а если вы задержались на месяц и больше, вам светит конфискация транспортного средства или штраф в 170 тысяч! Вот он стимул броситься на таможню с просьбой побыстрее провести все процедуры.

Возможно, многие из бляхеров давно пожалели, что ввязались в эту игру. В ней они кругом проигравшие. Деньги отдали, но никаких гарантий на правильную растаможку не получили. Хитрые иностранные фирмочки, созданные зачастую нашими же бывшими гражданами, пенку сняли и умыли руки. Большинство из них уже не найдешь. То есть обрублена ниточка, позволявшая получить нужные документы. Тут на арену вышли другие ушлые деловые из местных околоавтомобильных кругов, пообещавшие запутавшимся людям решить их проблемы с таможней и полицией. Собрали денежки на растаможку и регистрацию. Дальше сами догадайтесь. Через время даже табличек на дверях недавних офисов не осталось.

Пощипали незадачливых любителей дешевых авто все, кому не лень. Вот и остались у этих борцов за свое автомобильное будущее иллюзии, что можно еще разок надавить на власть. Стали уже после выборов нового президента снова перекрывать улицы. Требовали отмены акциза и отсрочки штрафов, а льготную растаможку настаивали продлить до 2020 года. Что-то мне подсказывает, что продли ее хоть до 2030, многие из ныне нерастаможенных и к тому моменту свои вопросы не решат. Ибо изначально о легализации не помышляли.

Что же происходит с евробляхами сегодня. Кроме тех сотен тысяч, которые уже получили правильные номера и влились в общий поток автомобилистов, были и такие, кто понимал, что шансов на легализацию нет. А может быть, купленное за копейки барахло уже свое отработало и просто не стоило затрат на растаможку. В любом случае люди массово стали пересекать границы с Польшей и Словакией, где без лишнего пафоса прощались со своими железными конями. Мы видели телерепортажи из приграничных городков, где обескураженные европейцы стояли разводя руками возле стихийных стойбищ брошенных автомобилей. Из некоторых уже начали вытекать технические жидкости, загрязняя местную атмосферу. Закон не позволяет иноземным бедолагам трогать чужое имущество, даже если они уверены, что оно уже ничье...

Когда бляхеров начали клеймить позором и прикидывать, что они станут делать со своими машинами, часто звучала версия, что, мол, продадут они свой лом на разборку на запчасти. Возможно, кто-то уже так и сделал. Но в регламенте о штрафах есть такой пункт: если будет установлено, что именно вы пересекли границу на том или ином транспортном средстве с иностранными номерами, а потом уже в Украине его потеряли или разукомплектовали, то вы несете ответственность такую же, как и при превышении сроков на месяц и больше. То есть - на сумму 170 тысяч гривен. Дадут ли столько на разборке? В 90 процентах случаев - ни в коем случае. Выходит, что если уже бросать коня на произвол судьбы, то лучше за кордоном...

В канун летнего сезона, когда одесские улицы и приморские переулки будут переполнены иногородними авто, владельцы которых едут к нам отдохнуть, была надежда на окончание эры евробляхеров. Не тут-то было. Верховная Рада в тот день, когда назначала день получения булавы новым президентом, почти незаметно внесла поправку в бляхерский закон. Цифру 180 заменили на 270. То есть период разтаможки по спецправилам продлили еще на три месяца. Иностранный автопарк будет радовать нас как минимум до конца лета, и все это время к ним не будут применять штрафные санкции. А жаль! Бляшиная возня продолжается. Будет ли ей конец? Или в канун выборов незаконопослушных снова решат задобрить? Время покажет.

Лично меня удивляет такой посыл бляхеров: мол, их лишают права на дешевые автомобили. Но какая норма закона говорит о том, что Украина - страна всеобщей автомобилизации? Почему переход медицины на платную основу мы понять можем, а оплату за право коптить воздух на личном авто - нет?

Аркадий РЫБАК.