Номер 18 (1411), 1.06.2018
Фотография отображает реальность и, в отличие от текста, лгать не может. Это утверждение вроде бы как аксиома. Но на самом деле и фотография может быть манипулятивной. Об этом - беседа с психологом Мариной РАДЗИВИЛО.
- Неужели фотография - одно из средств манипуляции?
- Да, конечно. Ведь каждый снимок включает в себя информацию. И именно она, а точнее контроль за ней, дает возможность манипулировать сознанием человека, создавать в социуме определенную субъективную модель действительности и решать, какие проблемы на сегодняшний момент являются наиболее актуальными. Например, с помощью фотографий развивается такое понятие, как медиасознание, которое основано на ложных ценностях, двойной морали и т. п., когда реальность, предлагаемая СМИ, отличается от реальности как таковой.
- Но тогда при помощи каких средств фотография может манипулировать человеком?
- Различают экстралингвистические и лингвистические средства влияния.
К первым принадлежит цвет, шрифт, форма, освещение и так далее.
Ко вторым - языковые средства, среди которых самые распространённые - это утвердительные высказывания, использование экзотизмов и варваризмов, предпочтение настоящему времени, повелительному наклонению и так далее. Например, использование оранжевых и черных тонов обращает внимание, провоцирует ощущение тревоги, а голубой и белый - создают иллюзию жизненной насыщенности.
- Такое манипулирование имеет массовый или индивидуальный характер?
- На мой взгляд, массовый характер. Так как в нас заложены определенные иконические символы и образы, которые свойственны по своим ассоциациям для большинства людей. В таком случае, при рассмотрении определенного снимка, где есть тот или другой иконический предмет, у нас срабатывает эмоциональная память. Также нельзя избегать и того, что современный мир переполнен стереотипами, которые являются как бы крючками для манипуляции. Мы привыкли упрощать свое мышление, действуя по шаблонам или знакомым алгоритмам. И это легко опираются суггестивные средства, то есть, воздействующие на чьи-либо мысли, подсознание или поведение, основанные на внушении, гипнозе. Ведь снимок влияет не только на осознанную, но и на подсознательную психическую структуры человека.
В масс-медиа существуют определенные и "твердо утвержденные" редакционные правила, которые должны, согласно своему предназначению, выполнить определенные задачи данного издания. Поэтому нам кажется, что снимки в СМИ одинаковые. На самом же деле сначала они тщательно подбираются под желаемую для исполнения цель, а уже потом получают огранку, вернее, клетку в виде стандартов издания.
- То есть, вы считаете, что подобные кадры уже априори основаны на внушении?
- Конечно, и это, кстати, уже давно не секрет. Фотография сегодня - это активный элемент коммуникационной сферы общества, который играет огромную роль в передаче журналистского материала. Она привлекает внимание потенциального читателя быстрее, чем текст. Человек видит все как бы собственными глазами, и тогда он легче соглашается с тем, что написано в материале. Поэтому не удивительно, что СМИ не могли обойти столь "лакомый кусочок".
- Но как же документальность снимка, которая удостоверяет действительность?
- Сегодня фотография, в частности репортажная, теряет свои главные постулаты - объективность и документальность. Это результат упомянутой выше редакционной политики издания, а также человеческого фактора (поиск удачных ракурсов и выгодных сторон ситуации). Подметим тот факт, что каждый человек воспринимает и интерпретирует репортажные фотографии так, как ему удобнее и относительно своего уровня осведомленности. Но основная мысль фоторепортажа определяется всеми одинаково: суть снитка - в документальной правдивости информационного материала. Поэтому большинство аудитории не учитывает вероятность подтасовки отснятой реальности.
- Это как вирус?
- Да. Например, в 2014 году подобный вирусный эффект среди европейской аудитории получил снимок мальчика, который лежит между могил родителей. Кадр выдали за фото из "горячей точки". Но на самом деле изображение было частью фотопроекта, посвященного любви к близким, и снималось в другой стране. Автор фотографии был шокирован тем, как использовали его работу в интернет-изданиях.
- Значит, образцовые европейские стандарты - это миф и украинским СМИ не нужно к ним стремиться?
- Я бы так не сказала. Понимаете, журналистские стандарты и правила определяются главным образом этическим кодексом. А этот постулат имеет международный статус. Поэтому, по идее, соответствовать ему должны журналисты всех стран. Другое дело, что европейские СМИ относятся к его соблюдению принципиальнее, чем наши. Ведь нарушение таких принципов влечет не только увольнение с работы и потерю статуса, но и порой лишение свободы, а для самого издания - падением рейтинга и доверия аудитории. В Украине же, соблюдения правил - чаще всего персональный выбор, который в любом случает коллективно будет прикрываться.
- Но тогда возникает вопрос: как избежать гипнотического влияния фотокадра?
- Определяющими для фотоиллюстрации являются такие черты, как художественность, наглядность, экспрессивность и эмоциональность. Они часто мешают объективному восприятию фактов и блокируют рациональный анализ. Что приводит к искаженному восприятию реальности. Также многие СМИ стремятся добиться необходимого эффекта любой ценой, даже в обход здравого смысла. Их практика направлена на бездумный, неосознанный подход к фактам, событиям. Именно обращение к механизму неосознанного восприятия, определенным образом эксплуатируя чувства человека, является одним из главных методов манипуляции, который предвещает формирование, и даже прямо-таки навязывание конкретных идей.
Но тут, конечно, все зависит от человека, его умения воспринимать и анализировать изображение. Думаю, что для большинства такой подход непривычен и вряд ли придется по душе. Потому что люди привыкли к другому - фотографии с манипуляцией, где уже заложена конкретная информация, и для ее понимания думать самому не нужно. В любом случае это будет достаточно интересный и познавательный опыт для каждого читателя.
Беседовала Яна САМКО.