Номер 15 (1547), 17.06.2021
Террористический акт в средней школе Казани всколыхнул общество далеко за пределами России. Тем более, что и в украинских школах нередко наблюдаются случаи насилия. Потому мы сочли достойными внимания размышления известного ростовского писателя Александра Сидорова. Статья публикуется с сокращениями, не затрагивающими ее основных положений и выводов.
"Скулшутинг": не надо превращать трагедию в шоу
Не буду смаковать кровавые подробности. В 2013 году известный американский писатель Стивен Кинг, блистательный автор талантливых произведений в жанре "хоррор" (ужас) в своем эссе Guns ("Оружие") саркастически расписал, как вокруг расстрелов несовершеннолетними маньяками школьников любят поднимать шумиху, превращая трагедию в жуткое шоу. Кинг насчитал 22 признака подобных шоу: от тревожных бегущих строк внизу телеэкрана, истерии и нелепых слухов, домыслов, съёмок на сотовые телефоны, репортажей с места событий до интервью с плачущими родителями "стрелка" и споров по поводу ужесточения законодательства.
Сравните с трагедией в Казани — ровно то же самое. Сначала слухи о нескольких убийцах, бомбе в доме маньяка и прочих страстях. Потом — многочисленные интервью, фотографии плюшевых мишек и венков на месте трагедии, требования ужесточить режим продажи оружия... В общем, все 22 пункта отработаны. Но, боюсь, толку от этого будет мало.
Конечно, очень важно, чтобы общество получило правдивую и полную информацию о трагедии. Однако куда важнее серьёзное осмысление того, что произошло, выводы, попытка предотвращения подобных преступлений в будущем. Мы с вами пойдём именно этим путём.
К сожалению, массовые расстрелы учащихся и сотрудников школ — явление нередкое. Оно получило название "скулшутинг", что в переводе с английского значит "школьная стрельба". Безусловным "лидером" здесь являются Соединённые Штаты Америки. Одно из самых громких таких преступлений — расстрел школьников в старшей школе "Колумбайн" (штат Колорадо). В 1999 году два ученика школы убили на её территории 13 человек, а затем покончили с собой. Похожие трагедии случаются и в других странах — Канаде, Финляндии, Японии, Азербайджане, Молдове и т. д.
Казанский расстрел шокирует необычайной быстротечностью. Охота на учеников и сотрудников гимназии № 175 продолжалась от семи до восьми минут. После этого преступник, 19-летний Ильназ Галявиев, вышел из здания с поднятыми руками и сдался сотрудникам Росгвардии. В отличие от него, "керченский стрелок" (студент политехнического колледжа Вячеслав Росляков) 17 октября 2018 года действовал гораздо дольше, и последствия оказались более кровавыми: погибли 15 студентов и пять преподавателей, ранения получили ещё 67 человек. Но и в том, и в другом случаях преступления поражают своей жестокостью и бессмысленностью.
О зверях и биомусоре
Обсуждая кровавые события в Казани, многие не скупятся на определения — "зверь", "тварь", "животное" и проч. Я разделяю подобные эмоциональные выплески. Но они ровным счётом ничего не объясняют. Попробуем разобраться, используя по возможности холодный рассудок.
Начнём с того, что Ильназ Галявиев — не зверь. Звери не убивают себе подобных в таких масштабах. На это способен только человек — животное социальное, наделённое разумом, который часто используется не в благих целях. Извращённый, помутившийся рассудок — страшное оружие. Я не пытаюсь оправдать казанского убийцу. То, что он совершил, оправдать нельзя даже тем, что у Галявиева в прошлом году обнаружили, по информации ряда СМИ, атрофию головного мозга — отмирание клеток. По мнению специалистов, такая атрофия далеко не всегда свидетельствует о психических отклонениях. Хотя, видимо, в нашем случае такие отклонения имели место. Это заставляет сделать ряд важных выводов.
В годы учёбы в университете мы, будущие журналисты, штудировали статью Ленина "Партийная организация и партийная литература". Один из её тезисов, по-моему, неоспорим: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Лишь сейчас я осознаю всю глубину этой мысли. Именно общественная атмосфера прямо или косвенно формирует сознание человека. Не только телевидение и другие СМИ, но также груз личных проблем, политическая напряжённость, нагнетание истерии, извращённые формы культуры и многое другое сегодня ломают психику наших детей, превращают их в компьютерных зомби, в сатанистов и зверёнышей. С подобными явлениями сталкиваются многие родители.
Помните знаменитый афоризм — "Человек есть то, что он ест"? Я бы перефразировал: человек есть то, что он наблюдает, слушает, впитывает из окружающей среды. Элементарное сравнение. Как бы мы ни относились к советскому прошлому, но даже в страшном сне нам не могло присниться, что какой-нибудь мальчишка с охотничьим ружьём войдёт в школу и станет расстреливать сверстников, малышню, учителей! Если бы кто-то предположил нечто подобное, его сочли бы полоумным. Но сегодня такие трагедии постепенно становятся страшной обыденностью. Почему? Да потому что мир изменился, а вместе с ним меняемся мы. И не в лучшую сторону...
Что послужило побудительным мотивом для того, чтобы Галявиев решил устроить охоту на ребят в школе, которую сам окончил четыре года назад? На своей странице в telegram-канале он объявил себя богом и объяснил просто: "Сегодня убью огромное количество биомусора и сам застрелюсь. Я хочу, чтобы все признали себя моими рабами. Вы должны делать абсолютно всё, что я захочу... Я явился в мир в образе человека, чтобы избавиться от всех вас".
Ненормально? Конечно. Но эта ненормальность — не врождённая. Она — приобретённая. Нынче детская, подростковая психика оказывается не защищённой от чудовищного потока гнусной, грязной информации...
Обратите внимание на словечко "биомусор" в обращении "казанского стрелка". Оно появилось не просто так. Послушайте современный русский рэп, гнусавые завывания молодых дебилов. Все люди для них — именно "биомусор", биологические отбросы или "ошибка вселенной". О "биомусоре" с пренебрежением и презрением поют... десятки, если не сотни рэперов! Многие из них — кумиры сопливых подростков, разносчики заразы. Именно они превращают своих поклонников в тот самый "биомусор", который, ничего не умея и не зная, хочет самоутвердиться. А что лучше всего способствует самоутверждению, как не расстрел "биологических отходов"?
В каждой школе не поставишь пулемёты
Ведётся расследование с целью выяснить, почему меры безопасности в казанской школе № 175 оказались недостаточными. Выявить и покарать виновных! Усилить охрану школ! Однако я солидарен с тем же Кареном Шахназаровым: "Превратить наши школы в крепости невозможно. Танки поставим у каждой школы? Росгвардия всё бросит и будет охранять только школьников? Каким вырастет поколение, которое воспитано в школах, окружённых автоматчиками и пулемётчиками?" Такие меры не дадут ожидаемых результатов. Возможно, сначала ситуация чуть улучшится, но потом всё вернётся в прежнее состояние.
Превращая школы в крепости, мы ровным счётом ничего не добьёмся. Во-первых, это невозможно. Никаких средств не хватит. Во-вторых, глупо бороться с кашлем, заклеивая пациенту рот. Нужно лечить не симптом, а болезнь. Ведь в большинстве стран никаких охранников и пропускной системы вовсе нет!..
Есть и ещё один оригинальный выход. Так, в ряде южных штатов США учителям разрешили приходить на занятия с оружием. Но вряд ли нашу общественность устроит подобное решение.
Что же делать? Думаю, должна изменяться атмосфера в нашем обществе. Нужно защищать в первую очередь "экологию души", а также повышать уровень жизни... Общество надо делать более нравственным, богатым, оптимистичным. Кто может вырасти из ребёнка, если ему с малых лет доступны порнографические сайты или видеоигра "Расчленёнка"?! Если в Интернете легко доступны инструкции о том, как изготовить взрывное устройство, как изнасиловать девушку, что ей подмешивать в напиток, куда её бить и т. д...
Повторяю: Ильназ Галявиев не родился зверем. Зверем он стал, впитывая весь тот мусор, всю грязь, которая каждый день обрушивается на головы наших детей. Невозможно сказать, сколько таких Ильназов ждут своего часа, чтобы взорваться самим и взорвать других. Как я уже писал, подобных социопатов выявить очень трудно. От них не спасут ни танки, ни колючая проволока вокруг школ.
Способны ли мы создать здоровое, вменяемое, нормальное общество? Вот вопрос, от ответа на который зависит наше будущее.
Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ.