Номер 12 (957), 3.04.2009
Веселую неделю подарил театралам наш Русский театр. Премьера комедии Карло Гольдони "Забавный случай", концерт московской "звезды" (и при этом, на самом деле, блестящего актера) Александра Филиппенко, и, наконец, уникальный эксперимент - перевод в комедийный "регистр" музыкальной драмы "Вий" (под названием "Вий, который смеется") - все это всколыхнуло, по правде говоря, несколько застывший театральный пейзаж нашего города.
Упомянутые премьеры мы проанализируем в ближайших номерах, а пока что расскажем о планах театра, озвученных его директором Александром Копайгорой. Театр остается верным своей приверженности к классике. Другое дело, что эта классика не обязательно драматургическая. Как, скажем, спектакль по произведениям Артюра Рембо. Правда, предупреждает директор, это будет сугубо эстетское представление, такой себе театральный "арт-хаус". И, судя по намекам, играть его будут не на большой сцене, а если и на большой сцене, то почти наверняка в окружении зрителей.
"Романтический возраст" Алана Милна (создателя Винни - Пуха) репетирует Анатолий Антонюк. Этот спектакль заранее интересен тем, что в нем режиссер выведет на сцену своих воспитанников, которые, не исключено, в каком-то обозримом будущем активно войдут в текущий репертуар театра.
Что приятно, в ближайшие два сезона Русский театр вплотную намерен заняться "одесской темой", инсценируя повести Паустовского "Время больших ожиданий" и романа Жаботинского "Пятеро". Учитывая, сколько в мемуарах Паустовского исторических персонажей, крайне интересно, как (и кем) будут воплощены Эдуард Багрицкий, сочинитель "Бубличков" Яков Ядов, знаменитый журналист Василий Регинин, и особенно, молодой Исаак Бабель (по идее и фактуре эту роль могут предложить Олегу Школьнику)...
В "одесскую тематику" логично вписывается мюзикл по романтической повести Грина "Бегущая по волнам". Тем более, что автор музыки - наш земляк Леонид Волох, который продолжает традиции своего друга, безвременно ушедшего Евгения Лапейко.
Добавим к этому, что Русский театр приглашен для участия в фестивалях "Арбатские встречи" (Москва) и "Мелеховская весна" (проводится в имении Чехова), а также то, что, несмотря на кризис, Копайгора гарантировал очередные "Встречи в Одессе"... И окажется в "сухом остатке", что Русский театр уверенно вырвался в лидеры театрального процесса - причем не только в родном городе, но и, как минимум, на Юге Украины. А, может, и на всем Юго-Востоке. А, может, и вообще среди русских театров Украины.
Если последнее предположение и являет собой некоторое преувеличение, то, во всяком случае, наш театр, что называется, "дышит в затылок" столичным мастодонтам "имени" Митницкого и Резниковича.
Впрочем, самое приятное даже не это. А то, что театр нужен людям. О чем красноречиво свидетельствует статистика: средняя посещаемость спектаклей - около 70%. А некоторые (как "Вий") идут при сплошных аншлагах. Что дает возможность театру осилить практически за "свои кровные" даже такой "костюмный" и потому, естественно, дорогой спектакль, как "Забавный случай". Александр Копайгора с гордостью говорит, что если в конце 1990-х наличие в зале 50-70 зрителей было едва ли не нормальным явлением, то сегодня, если постановку смотрят 400 человек, директор считает это едва ли не провалом. Сколько же театров могут только мечтать о подобных "провалах"!
Александр ГАЛЯС.