Номер 10 (1354), 24.03.2017
Среди граждан Украины 53 % - женщины, 47 % - мужчины.
Женщины преобладают в ряде существенно важных сфер народного хозяйства, активнее голосуют на выборах, а в последние годы все активнее принимают участие в общественных движениях и организациях. Так, по подсчетам авторов, в гражданском секторе Одессы женщины составляют около 70 %.
Но такое положение дел крайне слабо отражается в отечественных медиа.
По данным Института массовой информации, женщины являются героинями лишь 27 % материалов, появившихся в прошлом году в центральных СМИ.
Еще реже (14 %) женщины выступают в отечественных медиа в качестве экспертов. Причем за последние два года этот показатель уменьшился на 5 %.
Чаще всего женщины выступают героинями "желтых новостей", новостей о спорте, культуре, здоровье, похудении, личной жизни. Комментируют же они, как правило, вопросы образования, воспитания, здравоохранения, культуры, индустрии развлечений, моды. А такие темы, как политика и экономика, остаются в украинских медиа сугубо "мужскими"; тут присутствие женщин не превышает 2 %.
Столь откровенное несоответствие роли женщин в украинском обществе их присутствию в медиа давно уже является темой обсуждения (и осуждения).
Во многом это объясняется существенным преобладанием мужчин на управленческих постах, в силу чего располагают намного большим объемом важной, интересной и полезной обществу информации.
Но есть и другая сторона проблемы, которой крайне редко касаются медиааналитики, хотя для практиков она не составляет секрета. Парадокс современной отечественной журналистики заключается в том, что, хотя женщины составляют абсолютное большинство сотрудников редакций печатных и интернет-изданий, радио- и телекомпаний, среди тех, от кого зависит редакционная политика - владельцев и главных редакторов, - они составляют столь же абсолютное меньшинство.
БАЛАНС - НЕ ПРО НАС
Желающие опровергнуть этот тезис, как правило, называют успешных женщин - лидеров отечественных СМИ: Юлия Мостовая ("Зеркало недели"), Лариса Ившина ("День"), Соня Кошкина ("Левый берег"), Яна Моисеенкова ("Фокус"), Наталья Лигачева ("Телекритика", "Детектор медиа"), еще несколько имен. Но довольно быстро этот перечень исчерпывается. И, к примеру, на один "Фокус" приходится добрый десяток журналов (берем в расчет только т. н. качественные издания), коими руководят мужчины. Ну а среди фактических владельцев ведущих национальных СМИ женщин приходится искать, как говорится, днем с огнем.
В регионах ситуация аналогичная: гендерным балансом "и не пахнет".
Так, среди руководителей ведущих печатных и онлайн-изданий Одессы только одна женщина - Галина Владимирская (журнал "Фаворит удачи"). Несколько лучше выглядит положение дел на телевидении, но при наличии примерно тридцати телеканалов трудно говорить об их влиятельности. К тому же на ТВ - в силу дороговизны производства контента - намного сильнее влияние владельцев, среди которых - практически одни мужчины.
Где много женщин-редакторов, так это в районных газетах. Но ни для кого не секрет, что политику этих изданий диктует местная власть (кто платит - тот заказывает музыку), где на руководящих постах опять-таки преобладают мужчины.
В Одессе, к примеру, мужчины возглавляют все медиа, в состав учредителей которых входят органы городской и областной властей.
- Вполне логично, что мужчина-руководитель больше доверяет оценкам экспертов своего пола, - утверждает психолог Надежда Воронцова, - потому он ориентирует своих сотрудников и сотрудниц интересоваться в первую очередь мнением экспертов-мужчин. Это тем проще, что в экспертном сообществе, за исключением нескольких сфер (образование, медицина и т. п.), как правило, преобладают именно мужчины.
"КТО ВИНОВАТ?"
Причины такого перекоса наши коллеги (а мы провели опрос более 30 журналистов, редакторов и аналитиков) видят по-разному.
Наиболее распространены две точки зрения.
Одну наиболее емко изложил Тарас Возняк, главный редактор журнала "Ï": "В патриархальном обществе всегда руководство было за мужчинами. Мы пока еще ушли от него не слишком далеко".
"Профессия филолога изначально более женская, - считает редактор сайта "Отклик" Анастасия Холдаковская, - а ведь из нее многие приходят в журналистику. А среди мужчин в медиасфере - немало "технарей", юристов, экономистов, более подготовленных к управлению коллективом, где приходится решать не только творческие задачи".
Другая серьезная причина - экономическая.
"СМИ у нас в основном принадлежат одному инвестору, что предполагает жесткую редакционную политику, - говорит главный редактор интернет-издания "Odessit.ua" Игорь Киселев. - Такую работу могут делать и малоопытные кадры. Как следствие, низкие зарплаты у журналистов "первого уровня". Туда идут в основном девушки, которые могут себе позволить работать за небольшие деньги. У нас же принято, что мужчина должен зарабатывать больше, так что те немногие парни, которые приходят нынче в журналистику, стремятся прежде всего к заработкам, которые может обеспечить руководящая должность. Вот и получается, что среди руководителей в медиа намного больше мужчин, а на "полевом" уровне - больше женщин".
"Сегодня в нашей профессии уровень зарплат не совсем подходящий для мужчин", - солидарную мысль высказывает одесская журналистка Ирина Долматова.
С ней полностью согласна коллега из Днепра Наталья Анрющенко: " Журналистика - не такая уж "заработная" специальность, здесь надо быть фанатом, а не всякий мужчина себе может это позволить. В моей университетской группе никто из парней не стал журналистом именно по причине низких зарплат".
Впрочем, как следует из других высказываний, дело не только в традициях и экономике.
"Руководить - значит нести ответственность! - говорит заместитель редактора газеты "Слово" Елизавета Радишевская. - А ответственность и серьезность вредят творчеству. Ведь творчество - это легкость, это своего рода эйфория. А когда надо думать о бюджете, любая эйфория пройдет!".
"Медиа - это область бизнеса, где крайне важно непрерывное производство, - утверждает Александр Филиппов, руководитель телеканала "Третий Цифровой". - Практически мы не имеем права взять отпуск даже на недельку, когда нам захотелось, такого просто не бывает. И вот в смысле обеспечения непрерывности всех процессов мужчины будут поустойчивее, поскольку избавлены от гормональных колебаний".
РАВНЫЕ, НО РАЗНЫЕ
Обедняет ли такое положение вещей нашу журналистику? Безусловно! Если точка зрения представителей большей части украинского общества остается этому самому обществу неизвестной или известной в малой степени, это приводит к перекосам в восприятии происходящих в обществе процессов, что не может не сказаться на принятии решений на любом уровне - от "нижних" до "верхних" "этажей".
К тому же, как показывает опыт, если женщина все-таки становится руководителем какого-либо медиа, то часто добивается на этом поприще серьезных успехов. В нашем регионе тому немало подтверждений.
Упомянутая выше Галина Владимирская уже более десяти лет руководит самым популярным одесским журналом "Фаворит удачи".
В бытность Натальи Переваловой главным редактором телекомпании АТВ рейтинг этого местного вещателя приближался к уровню национальных телеканалов...
Анна Гавшина буквально "с нуля" создавала информационное агентство "Контекст-Причерноморье", до сих пор остающееся одним из ведущих источников информации на юге Украины...
Генеральным директором телеканала "Одесса" является Марина Жуковская, одна из немногих в нашем регионе, кто отмечен почетным званием "Заслуженный журналист Украины".
Что характерно, в этих коллективах четко прослеживался гендерный баланс...
"Медиа, особенно, телевидение, предполагает коллективную работу, где очень важно ощущать плечо друг друга, - считает Марина Жуковская. - Тут имеет значение прежде всего какого уровня специалист трудится рядом с тобой".
"Если смотреть с точки зрения полноты и объемности журналистских материалов, то цельная картина получится только в том случае, если на одну и ту же проблему будет взгляд и мужчины, и женщины", - убеждена Татьяна Кузнецова, декан факультета журналистики Национального университета "Одесская юридическая академия".
В доказательство своей мысли медиаэксперт приводит пример, почерпнутый из статьи своей американской коллеги.
Об изнасиловании маленькой девочки журналист-мужчина написал в том плане, что судьба ее поломалась, и неясно, что девочку ждет в будущем.
Женщина-телерепортер в своем сюжете просто показала комнату этой девочки. На ее кровати сидел игрушечный мишка, и эта деталь подчеркнула весь ужас происшедшего: ведь трагедия произошла с совсем еще ребенком.
Оба взгляда имеют полное право на жизнь, но только при их соединении, сочетании получилась цельная картина.
"Этот пример, - говорит Т. Кузнецова, - как раз и показывает, как важно в медиа транслировать и мужское, и женское видение. Ведь хотя мы и равные, но все-таки разные. Потому и нужен гендерный баланс при освещении событий, потому и важно, чтобы в журналистском коллективе были в равной степени и мужчины, и женщины, в том числе и на руководящих должностях".
"ЧТО ДЕЛАТЬ?"
Как реально достичь в ближайшее время желаемого гендерного баланса в руководстве медиасферой, не знает никто.
Тарас Возняк полагает, что пример подаст нам европейское общество, где женщины в руководстве представлены намного более основательно и играют значительно большую роль, чем в Украине.
Увы, но на медиасферу это пока что не распространяется. И в странах ЕС руководство СМИ более "маскулинное".
"Конечно, надо избавляться от стереотипов, - говорит Татьяна Кузнецова, - но готового рецепта нет. Если бы он был, его давно бы уже использовали в Европе. А ведь и там такая же проблема, даже в самых демократически развитых странах".
В процессе обсуждения нам довелось слышать и такое предложение, как введение гендерной квоты на занятие руководящих должностей в медиасфере. Аргумент: 30-процентная квота в политике в известной степени себя оправдала. Но в творческой профессии (а в журналистике, при всей технологичности процесса создания медиапродукта, момент творчества играет немалую роль) такой подход выглядит, как минимум, странно.
Радикальный подход демонстрирует на личном примере журналистка, редактор и издатель Светлана Островская: "Когда я увидела, что в тех редакциях, где я работала, и платят мало, и не дают развиваться творчески, то решила создать свой журнал. Причем, на странную, как для человека, ранее работавшего исключительно в "женских" журналах, тематику, связанную с ремонтом, дизайном, интерьером. Но вот журналу "Идеальный Дом" в этом году исполняется уже 13 лет! За эти годы я создала еще журнал WELLNESS и кулинарный журнал "Кушать подано!"".
Юлия Винокур, генеральный директор тернопольской телекомпании ТВ-4, настроена не столь радикально, но также полагает, что гендерного равенства в медиасфере следует добиваться путем постоянного самосовершенствования.
"У меня такой принцип, - говорит Юлия, - что следует пробовать себя во всем, чтобы найти то, что получается лучше. Можно быть не только репортером, но и сесть за монтаж, вести прямые эфиры и т. п. Я в свое время была журналистом новостей, ведущей, автором, создала и возглавляла отдел рекламы. И когда проходили выборы директора компании, учредители выдвинули три кандидатуры - мою и двух мужчин. И тайным голосованием коллектив выбрал меня. Никого при этом не волновал мой пол, выбирали по личным качествам, подходу к профессии. Я люблю и уважаю мужчин, но поддерживаю и защищаю женщин. И своим примером хочу показать, что перед нами открыты все дороги".
"Стоит ли стремиться к гендерному равенству? - размышляет Игорь Киселев. - Скорее всего, следует стремиться к защите своих профессиональных прав. Нам нужны действенные профсоюзы. А вот когда в медиасфере будет ясная политика в оплате труда, возможность редакции защитить себя, тогда будет выравниваться и гендерная ситуация".
А значит, и женщины будут представлены в наших средствах массовой информации согласно той роли, какую они играют в нашем обществе.
Как скоро это случится? Вряд ли кто способен дать обоснованный ответ на этот вопрос. Ясно лишь одно: "Дорогу осилит идущий". Но для этого в первую очередь нужна решимость и настойчивость самого медиасообщества, которое не должно мириться с нынешним положением вещей.
У поэта Леонида Мартынова есть такие строки:
"И нас не смирение вывело в люди".
Если в одном из слов первые три буквы написать прописными - не СМИ-рение, то эти строки очень точно подходят к нашей теме.
Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.
От редакции. Публикуя эту статью, приглашаем коллег и читателей к обсуждению темы гендерного равенства - как в медиа, так и других сферах нашей жизни.