Номер 8 (1203), 7.03.2014
Бывает так, что вышел спектакль, газеты поместили сообщение о премьере, а дальше все идет по нисходящей. Гоголевский "Ревизор" с 2003 года блистательно присутствует в репертуаре Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Васыля Васылько, и это повод продолжать размышлять и писать о нем. В тот год в Европе и в России появилось сразу несколько интересных прочтений "Ревизора", и видные критики сразу поместили одесского в этот ряд. Историки также нашли первое упоминание о гоголевской комедии на одесских подмостках, связанное с гастролями в 1837 году труппы Ерёхина, в которой работал корифей императорской сцены великий Михаил Щепкин, игравший Городничего. Пока череду прочтений "Ревизора" в нашем городе замыкает именно тот, который идет в Украинском театре.
После успеха спектакля "Счастье рядом" по пьесе Ивана Франко "Украденное счастье" (режиссер - Дмитрий Богомазов) наш театр тут же продолжил линию надежной классики в постановках киевских мастеров. Заслуженный артист Украины Юрий Одинокий в своей версии знаменитой комедии сработал так убедительно и добротно, что по сей день на "Ревизор" зал заполняется преимущественно молодыми зрителями. Кому ревизор страшен - да тому, кто работает плохо, и пьеса "Ревизор" может смущать лишь режиссера, которому нечего сказать зрителю, да театр, где труппа небогата талантами. У Юрия Одинокого с фантазией все в порядке, а прекрасно укомплектованная труппа нашего Украинского театра - просто цветник талантов!
Спектакль двуязычен. На чистом русском языке говорят приехавшие из Петербурга Хлестаков и Осип, остальные персонажи говорят по-украински (перевод Остапа Вишни). Смысл сего понятен: столичного чиновника в малороссийской губернии принимают за важную птицу (между прочим, Булгарин и Сенковский замечали, что город, изображенный Гоголем в "Ревизоре", скорее всего, находится в Малороссии или в Белоруссии). И все отлично друг друга понимают, никто ни в какие распри на этой почве не вступает. Гораздо важнее, что всем этим господам не обойтись без взяток, дачей которых герои хотят убедить ревизора не обращать внимания на их слабую работу, грязь на улицах города, жалобы недовольных, плохую организацию как лечения больных, так и обучения детей, и жуткое мздоимство по любому поводу.
Иван Александрович Хлестаков (Евгений Юхновец) взрослел на глазах. Помнится, в 2003 году это был порхающий мотылек, с "легкостью необыкновенной" во всем теле. Сейчас легкость сохранилась, но и прибавилась выразительность речи, точность. Его убийственная реплика в финале ставит все на свои места. Горожане, узнавшие, что отдали свои денежки в виде взяток не ревизору, а случайному человеку, оповещены, что чиновник с секретным предписанием все же прибыл! И перед ними возникают тот же Осип (демоническим и ироничным этого персонажа делает заслуженный артист Украины Павел Шмарёв), но в мундире, тот же Хлестаков, но в дорогом сюртуке, с бриллиантами на пальцах. Поистине важная птица! И вот эта птица по истечении знаменитой "немой сцены", когда каждый персонаж застывает на месте, словно пораженный громом, шлепает по столу пачками полученных ранее купюр (мы видели, как братия чиновников совала ему в карманы халата на утренней пробежке всех этих "барашков в бумажке") и издевательски произносит: "Ку-ку!". Орлиный клекот не мог бы стать столь же убийственным! Ревизор-то был настоящим, а всю комедию разыграл, как по нотам, на пару со своим "слугой".
В насмешку над провинциальным обществом Хлестаков сочинял письмо о своих подвигах "душе Тряпичкину", и сам Гоголь (Александр Бабий), выныривая в клубах дыма из люка в полу сцены, подавал ему перо, бумагу и чернильницу для написания письма "душе Тряпичкину"... Ранее Осип прокусывал Хлестакову руку, дабы тот кровью подписал некий документ - но мы же не думаем до сих пор, будто всякая власть от Бога? Бывает и от дьявола, чье дело искушать. Вот Хлестаков и искушает всех на свой лад, а с женщин что возьмешь, старается прельстить городничиху с дочкой красивой внешностью и столичным обхождением... Артист удостоен за эту роль награды Одесского межобластного отделения Национального союза театральных деятелей Украины - премии имени народного артиста Украины Ивана Твердохлиба. А "Ревизор" в 2003 году стал победителем конкурса "Твои имена, Одесса!" в номинации "Лучший театральный спектакль" и участником ХI Международного театрального фестиваля "Мистецьке березiлля. Лiдери", показывался тогда на сцене театра имени Ивана Франко в Киеве.
- Работа над ролью была очень тяжелой, - признается Евгений. - Первая большая работа... Многое не получалось на репетициях, не мог нащупать характер. С годами спектакль очень изменился, стал взрослее. Много актеров поменялось, и это внесло свои коррективы. Из забавного: помню, играли для детей. В начале спектакля зрителей было очень много, аншлаг - сто процентов. Но! В антракте детей увезли, причину точно не знаю, сказали, что у них должен был начинаться обед. Открывается занавес во втором акте, и памятуя о стопроцентном аншлаге, вдруг вижу пустой зал. Это был шок. Человек двадцать в огромном зале. Поневоле возникли мысли о какой-то чертовщине...
Красавцы Бобчинский и Добчинский (заслуженный артист Украины Яков Кучеревский и Александр Станкевич) - это спектакль в спектакле, антиподы "коротеньких человечков", но ведь каждый из обоих Петров Ивановичей на самом деле мелок, нечист на руку. Парочка друзей старается утащить то стул, то стол, в их карманах залежи похищенных предметов! Поворотный круг уносит их от нас на мгновение. А затем мы видим ведра, явно добытые из тех же бездонных карманов - нечем особо подкупить ревизора, вот ведь беда... А то, что они так привлекательны внешне, поданы с симпатией - дурашливые клептоманы, да наши, этакие старосветские ребята, мы их немножечко осуждаем, но и любуемся...
А Городничий - Дриженко?! А Земляника - Самусенко?! А Лука Лукич Хлопов в исполнении Игоря Геращенко?! Анна Андреевна - Светлана Гужва, Марья Антоновна - Диана Малая?! И каждый сам по себе - повод сходить в Украинский театр на "Ревизора". Что всем и советую. Не только ревизор в спектакле оказался настоящим, весь "Ревизор", от и до, самый что ни есть настоящий факт искусства, прекрасный спектакль, зеркало, в который раз поднесенное к нашим с вами лицам.
Виолетта СКЛЯР.
На фото Натальи ДОВБЫШ:
Е. Юхновец (Хлестаков)
и
А. Дриженко (Городничий).