Номер 08 (701), 27.02.2004
На этом настаивали все гости пресс-клуба реформ и заместитель председателя Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству А. Белянский, и заместитель городского головы, начальник управления ЖКХ В. Матковский, и начальник управления ЖКХ и топливно-энергетического комплекса при Облгосадминистрации А. Красницкий.
Они сходятся в том, что если реформу не провести сегодня, то завтра это будет вдвое тяжелее и дороже.
Ни приватизация, ни ДЭЗы не оправдали возлагавшихся на них надежд. Приватизация не дала желаемого эффекта, так как практически не появились коллективы собственников, которые бы оперативно решали вопросы, связанные с эксплуатацией домов. ДЭЗы же вообще практически устранились от всего, кроме сбора денег за жилищно-коммунальные услуги. В итоге такой работы ДЭЗов, по словам присутствовавшей на пресс-конференции начальника управления по защите прав потребителей Т. Бурлаковой, в 2003 году число жалоб на работу коммунальщиков возросло в 2,2 раза. Более того, когда была создана комиссия по проверке работы некоторых ДЭЗов, ее к проверке даже не допустили. С таким безобразием управлению по ЗПП сталкиваться еще не приходилось.
Объединения совладельцев (или т.н. кондоминиумы) смогут заключать договора с частными предприятиями, берущими на себя обслуживание домов. Сегодня лишь 5 таких предприятий решились взять на себя обязанности по содержанию домов: два в Киевском районе и по одному в Малиновском, Приморском и Суворовском районах.
ДЭЗы или их приемники обязаны заключать с каждым жильцом договор, чего они сейчас делать не желают. Типовые договора будут разработаны, их форма должна быть утверждена управлением по ЗПП.
Однако с оформлением объединений совладельцев пока все обстоит не так просто. Практически отсутствует нормативно-правовая база (разработка ее это одно из важнейших стратегических направлений реформы). Но даже с теми нормативными документами, которые помогли бы понять свои права и обязанности представителям желающих объединиться владельцев квартир, ознакомиться оказывается сложно. Добиться денег на ремонт дома, который не ремонтировался десятки лет, вообще невозможно (почти всегда в ДЭЗе находятся какие-то документы, подтверждающие проведение своевременных ремонтов, оставшихся невидимыми жильцам). В этом смысле реформа действительно крайне необходима.
Хотя из госбюджета выделено 400 млн гривен на ликвидацию аварийной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, трудно сказать, насколько рационально они будут истрачены.
Наша Одесса недаром всегда (даже в анекдотах) считалась экспериментальным городом. И сейчас она оказалась пионером в вопросе введения дифференцированной оплаты за жилье. Этот факт, да и то, что в Одессе жилой фонд уникален по своему долгожительству (дома из ракушечника не рассчитаны на эксплуатацию в течение сотни лет, при безобразном состоянии водоснабжающих и водоотводящих коммуникаций, при разрушении подземных пластов, на которые опираются фундаменты) и привели в Одессу киевских гостей. Комиссия не один день принимала жалобы потребителей.
Как было сказано на пресс-конференции, из городского бюджета сейчас решено выделить 2 млн 400 тысяч гривен на поддержку аварийного жилья. Однако в некоторых телевизионных передачах промелькнуло сообщение, что в Думе есть мнение, будто дешевле большинство домов старого центра разрушить, чем ремонтировать. Остается надеяться, что это не коснется архитектурных памятников, которые и представляют собой лицо Одессы, где почти каждый дом в центре города уникален.
Что касается дифференцированной оплаты, то сейчас уже ведутся обсчеты. Результатов одесситы ждут с замиранием сердца (многие очень болезненно восприняли повышение тарифов на воду, хотя водоснабжение и впрямь несколько улучшилось).
Пока известно, что квартплата (ВЭР) будет складываться из двух частей. Первая часть пойдет на текущие эксплуатационные расходы. Вторая будет откладываться на отдельный счет и предназначена на капремонты. При этом обещана абсолютная прозрачность всех затрат.
Мэрия обещает взять на себя до 50 % расходов на текущие ремонты и в размере 30 % дотировать оплату услуг. Кроме того, по-прежнему предусмотрены субсидии.
Елена ГРИГОРЬЕВА.