Номер 04 (1536), 4.03.2021
Год назад мы опубликовали очерк об одесситках, которые оставили яркий след в своих видах деятельности, но имена которых сейчас практически забыты (см. "Порто-франко" от 5 марта 2020 года). За это время читатели напомнили нам о еще нескольких славных землячках. Так что продолжаем тему.
СЛАВНА НЕ ПЕНИЕМ ЕДИНЫМ
Камерная и оперная певица, музыкальный педагог, публицист. Лауреат Сталинской премии (1950), народная артистка СССР (1965)... Так характеризует Википедия Елену Климентьевну Катульскую, родившуюся в Одессе 21 мая (2 июня) 1888 года.
Отец Елены был крупным организатором на железнодорожном транспорте, в момент рождения дочери руководил станцией "Одесса-порт". У девочки рано проявились музыкальные способности, и, учась в Мариинской гимназии, она одновременно занималась на музыкальных курсах по классам фортепиано и пения. В 1905 г. Елена переехала в Санкт-Петербург, поступила в местную консерваторию. А зарабатывала на жизнь тем, что давала уроки музыки и французского языка.
В 1907 г. Елена Катульская с успехом выступила в консерваторском спектакле. Там её услышал управляющий императорскими театрами В. Теляковский и пригласил в знаменитый Мариинский театр, где певица служила шесть сезонов. В 1913 году она была приглашена в Большой театр, солисткой которого была до 1946 г. Важным этапом ее становления были занятия в оперной студии под руководством К. С. Станиславского.
Помимо 46 оперных партий, в репертуар певицы входило свыше 700 произведений камерного жанра. На концертной эстраде она исполняла русские народные песни, романсы композиторов-классиков, выступала в симфонических концертах с оркестрами под управленим ведущих дирижеров. Много гастролировала, выступала на радио, записала на грампластинки свыше 200 произведений.
Не меньшую славу наша землячка снискала и как педагог. Будучи профессором Московской консерватории, воспитала многих "звёзд"; среди её учеников — народные артисты СССР М. Максакова, Т. Милашкина, народные артисты РСФСР И. Масленникова, А. Масленников, Л. Гриценко и многие другие.
Широкая известность помогала певице в 1930-х выручать из заточения своего старшего брата Владимира. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, специалист по геологии медно-никелевых месторождений, он был трижды осужден органами НКВД по сфабрикованным обвинениям. Увы, но в 1948 году даже она ничего не смогла сделать, и 72-летний ученый погиб в лагере.
Незаурядной личностью была и старшая сестра певицы Надежда. Она занималась теософией, переехала в США и там на почве общего увлечения сошлась с Ильей Толстым, сыном великого писателя, который пошел по стопам отца, правда, не достигнув его масштаба.
Елена Катульская занималась еще и популяризацией музыки, писала как статьи по вокальному искусству, так и воспоминания о своих знаменитых коллегах.
Ушла из жизни в 1966 году, похоронена на Новодевичьем кладбище.
ПЕРВАЯ НА "КРАСНОМ ПОГОСТЕ"
Когда в 1920 г. заведующий Государственным издательством Вацлав Воровский и его дочь заболели тифом, Ленин вызвал управляющего делами Совнаркома Бонч-Бруевича.
"А как их финансовые дела? — спросил он, имея в виду семью Воровских. — Небось, Дора Моисеевна совершенно поистратилась на больных... Вы узнайте деликатно, по-товарищески, чтобы не обидеть... В такие минуты люди особенно чутки к обиде. Необходимо помочь, не забудьте сказать мне, что узнаете".
Ленин вообще с большим вниманием относился к семье своих давних соратников. На то были основания.
Дора Моисеевна, о которой заботился Предсовнаркома, в девичестве носила фамилию Мамутова. Она родилась в Одессе, в семье врача. В юности, как и многие выходцы из интеллигентных еврейских семей, увлеклась революционной литературой. И когда в начале 1900-х годов родители отправили ее учиться за границу, девушка быстро примкнула к политэмигрантам.
В то время в РСДРП шла острая дискуссия по поводу тактики политической борьбы. Отношения обострились перед Третьим съездом партии, который намечено было провести в Лондоне. Дора стояла на позициях, которые отстаивал Ленин и даже использовала свои связи, чтобы он был избран делегатом съезда от Одесской парторганизации. В Лондоне и произошело историческое деление на "большевиков" и "меньшевиков".
Год спустя в Берлине Дора познакомилась с политэмигрантом Вацлавом Воровским. В германскую столицу он приехал из Одессы, где вел подпольную работу. Не исключено, что именно этот момент сблизил поначалу молодых людей, общность политических взглядов укрепила их союз, который вскоре стал семейным.
Дора, теперь уже Воровская, деятельно участвовала в подпольной работе, деля с супругом все трудности и опасности жизни профессионального революционера. Когда Воровского сослали в Вологду, она приехала к нему и находилась там до освобождения мужа.
После революции 1917 года Вацлав Воровский ступил на стезю дипломата. Его жена выполняла обязанности дипкурьера и секретаря в посольствах Советской России в Стокгольме и Риме.
В 1923 году Воровского включили в состав советской делегации для участия в конференции, проходившей в швейцарском городе Лозанна. Вскоре после приезда он был убит в ресторане отеля "Сесиль" бывшим белогвардейским офицером Морисом Конради, который таким образом мстил за потерю своих родичей во время Гражданской войны. Дора Моисеевна так и не смогла оправиться от нервного потрясения после убийства мужа. Спустя несколько месяцев после этой трагедии она скончалась в немецком санатории, куда ее отправили распоряжением ЦК партии на лечение.
9 августа 1924 г. урна с ее прахом была опущена в могилу В. В. Воровского на Красной площади у Кремлевской стены. Это кладбище, стихийно возникшее возле Кремлевской стены в ноябре 1917 года, носило название "Революционный некрополь". Но в народе бытовало иное — "Красный погост". Но в любом случае урна с прахом урожденной одесситки была первой урной, появившейся в том месте, где нынче покоятся останки многих исторических личностей.
КАВАЛЕР ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В 1964 году в знаменитом французском Лувре случилась сенсация: впервые прошла персональная выставка художницы. "Пионеркой", нарушившей гегемонию художников-мужчин, оказалась известная художница-абстракционистка Соня Делоне. Но из многочисленных свидетелей торжественной церемонии открытия и авторов восторженных (или критических) откликов только единицы имели представление о происхождении героини этого события. А родилась она в Одессе в 1885 году и при рождении именовалась Сарой Элиевной Штерн.
Но вскоре после рождения Сары семья Штерн перебралась в Градижск Полтавской губернии, где отец работал управляющим на заводе. Урожденной одесситкой была мама — Хана Тевелевна урождённая Терк.
Родители Сары умерли, когда ей было всего пять лет. Девочку забрал в свою семью дядя, брат матери Генрих Терк. Известный адвокат, он был членом правления издательства и акционерного общества "Брокгауз и Ефрон", возглавлял правления ряда крупных предприятий и обществ. Один из его братьев, Марк Терк, владел конторой по продаже сельскохозяйственного оборудования, которая находилась в Одессе на Градоначальницкой, 8. Тетя Сары, Анна Израилевна, была дочерью философа Израиля Зака и племянницей крупного банкира и финансиста Абрама Зака (1828–1893), а также публициста Григория Сыркина.
Вырастая в Санкт-Петербурге, воспитываясь в интеллигентной семье, Сара получила прекрасное образование. Во время каникул она путешествовала по Европе, побывала в крупнейших музеях. Ее тянуло к живописи, и после окончания гимназии девушку отправили учиться в Художественную академию Карлсруэ. В 20 лет Сара прочла книгу Юлиуса Мейера-Грефе "Мане и его круг", после чего решила перебраться в Париж — мировой центр искусств.
Там она много времени проводит в художественных галереях, особое впечатление произвели на нее работы Ван Гога, Гогена, Руссо. На одной из выставок Сара познакомилась с немецким коллекционером и художественным критиком Вильгельмом Уде, за которого вышла замуж. Но буквально через год она влюбилась в художника Робера Делоне, и в 1910 году появилась одна из самых известных творчески-семейных пар в истории мировой живописи — Соня и Робер Делоне.
Под влиянием кубистов Соня Делоне постепенно уходит от натурализма в сторону абстракции, много экспериментирует с разложением цвета. Знаменитый поэт Аполлинер назвал версию кубизма, которую развили в своих работах Соня и Робер, орфизмом.
Во время Первой мировой войны супруги жили и в Испании, и в Португалии. В 1920 году они вернулись в Париж, где Соня открыла модное ателье. Она становится признанным мастером арт-деко, стилевого течения в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки, её творческие находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Также Соня получила известность как иллюстратор книг, разработчица узоров для тканей и театральных костюмов. Проявила себя также как скульптор, керамист, по ее эскизам в Германии была издана колода игральных карт с рисунками в стиле кубизм. Вместе с мужем участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки 1937 года, для которой создала панно величиной в 235 кв. м. Также вдвоём они организовали парижский салон искусств Реалите Нувель.
За свою разнообразную творческую деятельность Соня Делоне стала Кавалером искусств и литературы и обладателем высшей награды Франции — орден Почетного Легиона.
Художница вела долгую и на редкость насыщенную жизнь. Она умерла в 94 года, успев издать книгу воспоминаний. В ней есть такая примечательная фраза: "Яркие краски я люблю. Это краски моего детства, краски Украины".
КЛАССИК СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЫ
Именно так характеризует Википедия писательницу Сусанну Георгиевскую.
Дата ее рождения до сих пор не определена. Сама писательница утверждала, что появилась на свет в мае 1916 года, но если учесть, что в первый свой брак (а это подтверждено документально) она вступила в 1927 году, то более точным представляется год рождения 1910.
Зато уверенно можно сказать, что родилась она в Одессе в семье торговца Рахмиля Исаевича Згута и его жены Нины Израилевны. Ее дед имел большое молочное производство в Одессе и был "раскулачен" в период коллективизации.
В уже упомянутом первом браке Сусанна состояла с инженером Валентином Глушко, также урожденным одесситом, который стал впоследствии Главным конструктором космических систем, академиком, лауреатом Ленинской и Государственной премий, дважды Героем Социалистического Труда.
После окончания института работала гидом в ленинградском "Интуристе", начала сочинять прозу. В 1936 г. в журнале "Вокруг света" появились ее первые очерки. Вторым ее мужем стал архитектор Георгиевский. Их ребенок умер во младенчестве, что, по всей видимости, стало причиной разрывом семейных отношений.
После начала войны Сусанна Георгиевская добровольно ушла на фронт. Она была редактором-переводчиком по работе с военнопленными, вела агитационные передачи на немецкие окопы через громкоговоритель.
Популярность пришла к ней после войны, когда начали выходить ее книги о детях разных возрастов. Среди самых известных — повести "Лгунья", "Колокола", роман "Отец".
По мнению критиков, повести Георгиевской — "это литература, адресованная не детям, а, скорее, взрослым о детях. В них раскрывается внутренний мир подростка, полные мучительных противоречий отношения со взрослыми. Разные по темам, времени действия и возрасту героев, они объединены гуманизмом и тактом".
"Она писала в таком экспрессивном стиле, — считает писатель Дмитрий Быков. — Чудо, волшебство в этом есть. Она действительно приоткрывала дверь в совершенно волшебный мир... Она — изумительный писатель, очень трагический, очень напряженный. Она застала Маяковского, знала его в ранней юности, застала в двадцатые годы и во многом была их порождением... Это такая совсем не советская литература — удивительно экспрессивная, трогательная, слезная, немного сентиментальная, конечно, но при этом волшебная... Поэтому она и есть самый настоящий писатель".
Несмотря на популярность, писательница жила одиноко и умерла в расцвете творческих сил. Книги её переиздаются и в 21-м веке.
Подготовил Гелий АЛЕКСАНДРОВ.