Номер 3 (1198), 31.01.2014
30 января исполнилось 100 лет со дня рождения Марка Берковича - советского кинооператора и кинорежиссёра, еще одного одессита, сделавшего карьеру вдалеке от родного города.
О нем известно немного, большей частью то, что сам Марк
Исаакович написал о себе в мемуарной книге "Киноленты
неоконченной жизни". В юные годы он пробовал себя во многих
сферах: был фоторепортером, инструктором по плаванию, играл в
водное поло и теннис, писал стихи и даже танцевал в студии
знаменитой Айседоры Дункан. А нашел себя в кинематографе.
Окончив в 1937 году операторский факультет ВГИКа (мастерская
Бориса Волчека), работал на студиях "Мосфильм" и
"Моснаучфильм", сотрудничая с такими режиссерами, как Борис
Барнет, Александр Птушко, Ефим Дзиган. Участвовал в Великой
Отечественной войне, был награждён орденом Отечественной войны
2-й степени. Прослушал курс режиссуры у самого Сергея
Эйзенштейна.
Когда в Советском Союзе задумали реализовать проект "Синерама" (широкоэкранное кино с применением трех сопряженных экранов), то М. Берковича назначили главным оператором. Однако в тот момент пришла телеграмма из Алма-Аты от режиссера Шакена Айманова с приглашением поработать над фильмом "Мы здесь живём" (1957). М. Беркович оставил Москву, о чем не жалел, поскольку в Казахстане получил возможность сполна реализовать свой опыт и умения. С Ш. Аймановым были сняты такие фильмы, как "Наш милый доктор", "В одном районе", "Песня зовёт", "Алдар Косе", ("Безбородый обманщик", "Ангел в тюбетейке", "У подножья Найзатас" (1969).
Рассказывают, что как-то в шутливой словесной перепалке Марк Исаакович сказал своему другу Шакену:
- Ты плохой казах. У казахов не принято кричать на старших.
- Кто же тут старший? - поинтересовался Айманов.
- Я! Мы оба 1914 года рождения. Но я родился 30 января, а ты - 15 февраля. Значит, я на две недели старше.
Кроме работы в художественном кино, наш земляк поставил и снял научно-популярные и хронико-документальные ленты "Алма- Ата", "С Новым годом!", "Шакен Айманов", "Цветная металлургия" и др. За что получил звание "Заслуженный деятель искусств Казахской ССР".
М. Беркович много занимался с молодыми казахскими кинематографистами.
Вот что пишет Салтанат Исмагулова: "Ежегодно, 30 января (в день рождения Учителя), они собираются вместе, чтобы вспомнить те, уже ставшие далекими, дни. На временной дистанции они кажутся самыми дорогими и неповторимыми.
В операторской "кабинке" - крохотной комнатке без окон и дверей - происходили все самые важные события, вплоть до именин и дней рождений. По случаю очередного торжества выходила стенгазета с праздничными эпиграммами в авторстве Марка Исааковича (в юности он "баловался" стихами). Уроки профессионального мастерства неразрывно были связаны с просвещением в области человеческих отношений. Мастер разговорного жанра Марк Исаакович преподносил их с непревзойденным искусством. А поступки и поведение самого Марка Исааковича? О его умении сохранять невозмутимость даже когда самая большая катастрофа, связанная со срывом съемок, неминуема - можно рассказывать легенды. Ученики это наблюдали своими глазами. Никогда их общение не выглядело, как учебно- воспитательный процесс с элементами скучной назидательности. "Наши отношения складывались на равных, но мы никогда не переступали черту, отделявшую нас от Учителя".
Кинематографистом стал и сын Марка Берковича Алексей. Он снял несколько фильмов, а также считается одним из основоположников казахской рекламы.
К сожалению, мы почти ничего не знаем о Марке Берковиче, чей талант, равно как и многих других его земляков, раскрылся вдали от места рождения.
А. Г.