Номер 33 (1565), 9.12.2021

С ИЛЬФОМ И ПЕТРОВЫМ НА АВАНСЦЕНЕ

В жанре "авантюра в двух действиях" решен новый спектакль "Золоте теля" в Украинском театре.


Главреж театра Максим Голенко предлагает поменять угол зрения на "Золотого теленка", в чем ему помогают автор инсценировки Алексей Доричевский и художница Юлия Зауличная, не пожалевшие мрачных красок для создания зловещей атмосферы. Не для слабонервных экипировали водителя "Антилопы-гну" Адама Козлевича (Анатолий Головань), в рогатом шлеме он водит машину-череп и крутит шарманку с католическими гимнами, видимо, возвещая аминь старому миру. Но и в новом мире выживут далеко не все, на колеснице Апокалипсиса далеко не уедешь!

Роль Остапа Бендера исполняют Юрий Хвостенко из Ивано-Франковска и Дмитрий Усов из Киева. А вот Шура Балаганов в единственном экземпляре, одессит Александр Самусенко после успеха в роли Шарикова в "Собачьем сердце" нисколько не сдает позиции, делая своего обаятельного люмпена самым светлым персонажем спектакля. Когда заходит речь о блюдечке с голубой каемочкой, Остап реагирует на русизм: "Облямiвочкою!". "О, бля!" — находит Шура что-то близкое для себя в новом слове, и так жизнерадостно, вкусно хохочет!

Один из исполнителей роли Васисуалия Лоханкина — киевлянин Денис Пасичный, ему пригодились в качестве реквизита крафтовые очки, купленные два года назад. Другой Васисуалий, Павел Примак, обходится без этой детали, оставляя лицо максимально открытым и светящимся поиском сермяжной правды (да-да, даже в сцене экзекуции в "Вороньей слободке"). В спектакле также появляются словно облитый зеленкой Джинн (Владимир Романко), масса "непуганых идиотов", Полыхаев-женщина (Ирина Охотниченко), трансвестит Серна Михайловна (Егор Карельский), гусекрад и бывший слепой Паниковский (Игорь Геращенко), неотразимая Зося Синицкая (Диана Каландаришвили), а вот для папаши Зосиного, составителя шарад и ребусов, не нашлось место в спектакле — роман уж очень большой...

А что же тот самый Золотой телец (временами он даже в рогатой маске щеголяет), подпольный миллионер Александр Иванович Корейко? В исполнении Романа Федосеева это вызывающий симпатию мужчина в полном расцвете лет, поддерживающий форму при помощи упражнений с гирями (только Паниковский мог вообразить, будто они золотые!) и приходящий к пониманию печальной истины: избыточные накопления в советском обществе только осложняют жизнь...

Всю историю, подчас советуясь и препираясь с героями, на авансцене сочиняют Илья Ильф и Евгений Петров (Сергей Куда и Женя Доляк — женственная и красивая актриса Женя блестяще перевоплотилась в писателя-мечтателя Женю, рассылающего письма по выдуманным адресам ради ответов с заграничными марками). Неординарное действо со сложной партитурой и иммерсивными выплесками в зал (некоторые персонажи даже протискиваются сквозь зрительские ряды, деликатно извиняясь) заставит одесских театралов (сначала одесских, а потом и не только одесских) с интересом смотреть, спорить, искать новые смыслы в сюжете, ставшем уже классическим.

Виолетта СКЛЯР.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
Паниковский и Бендер (Игорь Геращенко и Юрий Хвостенко).