Номер 17 (1506), 25.06.2020

Секреты Михаила Рыбака

Фото М. Рыбака. Эту подпись в газете я знаю с юности. Какое из одесских изданий в конце 60-х — начале 70-х годов (прошлого века, естественно) больше всех писало о спорте, в частности о футболе? Конечно, "Комсомольська iскра". Репортажи, интервью, аналитические статьи Бориса Деревянко, Алексея Иванова, Яна Сафронского читались запоем, и, как правило, были проиллюстрированы фотографиями М. Рыбака.


Аркадий Рыбак и Анатолий Мазуренко

В 1973 году, когда меня взяли выпускающим в "Искру", коллектив ее соответствовал молодежному статусу: практически все сотрудники находились в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет. Каково же было мое удивление (и, пожалуй, даже разочарование), когда в один прекрасный день (один из первых на моем новом рабочем месте) из дальнего закутка редакционного помещения появился "пожилой" дядечка (ему тогда было чуть больше сорока!) с пачкой фотографий. По привычке, приобретенной в секретариате, я первым делом перевернул фото и на обратной стороне прочел оттиснутое "Фото Михаила Рыбака". Так произошло мое личное знакомство (заочно, как говорилось выше, я его знал давно) с легендарным (об этом сегодня можно говорить с полной уверенностью) фотокором.


Футбольный матч
"Комсомольская искра" — "Вечерняя Одесса"

Самое интересно заключается в том, что, несмотря на разницу в возрасте, общение с Михаилом Борисовичем оказалось легким и крайне интересным. Его обаяние, как мне кажется, основывалось на доброжелательности. И никакой дидактики в общении с юным коллегой. Что скрывать, по молодости каких только глупостей мы не совершали — Михаил Борисович никогда не прибегал к нравоучениям. Он практиковал другой метод: несколько вроде бы незначительных слов — и в твоей голове все становилось на место. Когда он перешел в другое издание, мне стало немного грустно.

Михаил Рыбак
и Сергей Шапошников

Но через несколько лет судьба нас снова свела, теперь в "Вечерней Одессе". Нужно сказать, что его продукция значительно отличалась от работ коллег. Фотокорреспондентов старой школы правильнее было бы называть фотографами. Подавляющее большинство снимков в газетах были постановочными. У Рыбака же чувствовался пульс времени — его ритм и энергия. Портреты его героев — это часть биографии, а не просто фото в семейный альбом. Мало кто мог с ним тогда соперничать, разве что его наследники в "КI" Леонид Сидорский и Борис Кузьминский. О сегодняшних мэтрах компьютерной фотографии промолчу.

Думаю, что секрет творчества Рыбака во многом основывался на широчайшем круге интересов. С ним можно было поговорить на любую тему: экономика, медицина, культура, спорт. У кого, как не у Борисыча, можно было узнать, где и когда намечается театральная премьера (его замечательная супруга Белла Львовна не раз выручала билетами на спектакли столичных гастролеров), к какому врачу лучше обратиться со своими проблемами, у кого из знаменитых земляков намечается юбилей? И футбол! Он по именам знал всех футболистов "Черноморца" — от ветеранов до дублеров, его уважали и ценили игроки и тренеры союзных грандов. А какой интуицией обладал! Никогда не забуду, как перед каким-то матчем Рыбак заявил: "Сегодня Стрижаков забьет гол". И Стрижаков забил! Можете мне поверить: таких случаев было немало. Обычно фотографии иллюстрируют текст, но в "Вечерке" придумали рубрику "Фоторассказ", и теперь уже журналист словами иллюстрировал творчество фотокорреспондента. Признаюсь, всегда с удовольствием занимался этой работой, если автором фото был М. Рыбак.

В те годы мы много общались с сыном Михаила Борисовича Аркадием. Иногда во время нашей беседы появлялся отец, и тут же включался в разговор. Нас это нисколько не смущало и совершенно не мешало. Популярнейший журналист, он вел себя с младшими коллегами (и не только коллегами) так, что мы чувствовали себя с ним на равных. И это тоже один из секретов Михаила Рыбака.

Анатолий МАЗУРЕНКО.