Номер 24 (1464), 4.07.2019

НЕ ПОМОГАЙТЕ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА

Наблюдатели общественной организации ОПОРА выразили беспокойство по поводу перечисления Одесской областной государственной администрацией средств для оказания единовременной материальной помощи наименее социально защищенным гражданам, ибо такая помощь может быть использована кандидатами в одномандатных избирательных округах при проведении своих избирательных кампаний.

Наблюдателям ОПОРЫ стало известно, что Департамент социальной и семейной политики Одесской ОГА с 10-го по 14 июня совершил 41 выплату денежной помощи на общую сумму около 5,1 грн. Выплаты по 1497 грн достались 3402 жителям региона.

Стоит напомнить, что 21 декабря 2018 г. в областную программу социальной поддержки населения на 2018-20 гг. было добавлено более 103 млн грн, из которых 90 млн грн предназначались для оказания единовременной материальной помощи, без четкой идентификации конкретных категорий граждан. Но в рамках президентской избирательной кампании эти выплаты так и не были произведены. Оказание социальной помощи в конечном счете так и не состоялось.

Потому новая фаза выплат единовременной материальной помощи, которая производится ОГА, вызывает беспокойство и имеет признаки злоупотреблений финансовыми административными ресурсами. Ибо перед выборами такие меры препятствуют реализации права всех кандидатов на равенство возможностей в избирательном процессе, а также мешают формированию свободного выбора гражданами.

Особую тревогу ОПОРЫ вызывает тот факт, что отдельные кандидаты в народные депутаты в одномандатных избирательных округах, вероятно, получили доступ к списку лиц, которым назначена такая материальная помощь, включая информацию о них. Также беспокоит то, что до граждан доводится информация, что и такая материальная помощь была выделена конкретными кандидатами в народные депутаты.

ОПОРА напоминает, что, кроме возможных злоупотреблений ресурсами государства в интересах кандидатов, которые имеют к ним доступ прямо или косвенно, для получения преимущества над своими конкурентами, действия некоторых кандидатов по материальному поощрению граждан с целью убедить избирателей голосовать за них, могут рассматриваться как подкуп избирателей. Ибо осуществлять предвыборную агитацию, которая сопровождается предоставлением избирателям средств, запрещено законом.

Отдельным вопросом стоит правовая оценка таких действий со стороны правоохранительных органов. Ведь источником средств для убеждения граждан голосовать за определенных кандидатов выступает местный бюджет, порядок использования которого регулируется исключительно Бюджетным кодексом Украины. Также незаконно получение кандидатами информации о людях, получивших материальную помощь.

Как указано в Докладе о злоупотреблении административными ресурсами во время избирательных процессов, подготовленном Венецианской комиссией, если отсутствует специальное законодательство по этим вопросам, публичная власть должна действовать на основе этических принципов, гарантируя равные условия для всех участников политической конкуренции.