Номер 18 (1458), 23.05.2019

"СЕКРЕТЫ" ЭКСПОРТНЫХ УСПЕХОВ

По данным Государственной фискальной службы, в 2018 году экспорт товаров из Украины в страны ЕС составил 20,2 млрд долларов.

При этом наибольший удельный вес (более 60 %) составили сельскохозяйственная продукция и металлы. Налицо - сырьевая направленность отечественного экспорта. Тем более важно акцентировать внимание на тех промышленных предприятиях, которые добились признания европейских потребителей, завязали тесные связи со странами Евросоюза. Детально ознакомиться с работой таких предприятий мы смогли в ходе пресс-туров, организованных Представительством Европейского Союза в Украине.


"АЙСБЕРГ", ПРОДАЮЩИЙ ХОЛОД

Показатели экспорта в страны ЕС по Одесской области выглядят еще более разительными, чем в целом по стране: продукция агропромышленного комплекса и пищевой промышленности составляет более 77,2 %, а недрагоценных металлов и изделий из них - 7,9 % от общего объема. И всего лишь 5,4 % приходится на экспорт машин, оборудования и механизмов. Одно из таких немногочисленных (увы!), но зато устойчивых предприятий - компания "Айсберг".

Название компании не обманывает: тут производят холодильное оборудование для торговых сетей, на европейский рынок нацелились еще тридцать лет назад, когда все сотрудники компании размещались в маленьком офисе. Сейчас тут трудятся 140 человек: в одесском регионе такие предприятия относятся к числу крупных. Кадровые проблемы, конечно, имеются (а где их нет, особенно в промышленном производстве), но костяк основных служб, в общем, стабилен. А "утечки мозгов" (нечастые) компенсируются прицельной работой с молодыми кадрами - выпускниками и даже студентами профильных вузов.

- Мы сами выращиваем инженеров, - акцентирует наше внимание генеральный директор компании "Айсберг" Олег Антоненко. - Сотрудничаем даже с техникумами, колледжами, не говоря уже о вузах. Берём оттуда молодёжь и воспитываем её. Я убеждён, и наш опыт доказывает это, что знания и умения передаются "из рук в руки". В компании работает моя дочь, надеюсь, что и внук продолжит наше дело и пополнит наши инженерные кадры.

Такой акцент - на кадровую политику - позволяет компании достаточно уверенно чувствовать себя на европейском рынке, экспортируя свою продукцию в торговые сети Германии, Голландии, Италии, а также других стран Европы плюс на Азиатский континент.

Сегодня едва ли не самое "узкое место" украинских промышленных предприятий - конструкторская и технологическая службы. Сказываются последствия 1990-х, когда на рынке за день-два можно было заработать больше, чем получал даже опытный инженер на немногих промпредприятиях, уцелевших от тотального грабежа и разрухи, в силу чего престижность инженерного труда (а следовательно, и соответствующих специальностей в высших учебных заведениях) упала почти до нулевой отметки.

Несколько лет назад одному из авторов этих строк довелось брать интервью у директора одного из достаточно крупных одесских предприятий. И тот признался, что буквально молится на своего главного технолога, которому уже 75 лет, поскольку специалиста соответствующего профиля с таким уровнем знаний и понимания специфики производства найти практически нереально. А толковые молодые ребята предпочитают специальности, где труд не такой напряженный, а заработки выше.

"Айсберга" эта тенденция не коснулась - именно в силу изначальной нацеленности на европейский рынок. Здесь сохранили старые кадры и следят за ростом новых. Как следствие - уровень конструкторской и технологической служб компании позволяет выполнять самые сложные заказы.

Мастерство одесских конструкторов и технологов особенно сказывается при разработке и производстве эксклюзивных изделий. Таких, к примеру, как "бочка". Мини-холодильник в форме бочки пользуется особым спросом в Италии, Румынии и Молдове. Голландцы предпочитают заказывать торговые витрины малого формата, но обязательно уникальной формы - под конкретные магазины. А прежде чем прийти на румынский рынок, пришлось пройти серьезные тесты по энергосбережению; в Европе эти параметры четко отслеживаются, ибо каждый лишний киловатт для заказчика - дополнительные затраты. Но зато теперь уже не первый год румынские клиенты - а эти три крупные торговые сети - из числа самых надежных.

На сегодняшний день у компании около 30 рынков сбыта, "портфель заказов" заполнен на два месяца вперед и ведутся интенсивные переговоры по новым поставкам. В скором будущем планируется расширение производства по программе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР).

Взаимоотношения со странами ЕС - дорога в двух направлениях. Все оборудование, на котором изготавливается продукция "Айсберга" - европейского происхождения. В цехе раскройки металла, по которому нас провел заведующий производством Александр Тухма, прессы - финского производства. Да и сырье поставляется большей частью из Европы, поскольку отечественное не удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляют европейские заказчики.

- Оборудование, которое стоит в наших цехах, - самое дорогостоящее из всех компаний Украины, которые занимаются аналогичным производством, - говорит наш провожатый. - Ведь мы работаем в соответствии с европейскими сертификатами качества, вплоть до покраски изделий, вот почему продукция "Айсберга" ценится в Европе.

Между тем европейский рынок - самый сложный из тех, куда поставляют свою продукцию украинские производители. А для "Айсберга" - еще и самый нерентабельный, поскольку большинство конкурирующих фирм расположены именно в Европе.

- Но мы заинтересованы в поставках в Европу, так как это инициатор улучшений и предпосылка будущих продаж на других континентах, - говорит гендиректор компании Олег Антоненко. - Ибо если наша продукция отвечает европейским требованиям по качеству, уровню энергосбережения и другим параметрам, то нам легче вести переговоры с заказчиками из Азии и Америки, где рынки сбыта более рентабельные.

Конкурировать на европейских рынках трудно, в компании это не только не скрывают, но даже подчеркивают. Но, с другой стороны, именно конкуренция является двигателем прогресса. И специалисты "Айсберга" с большим вниманием и заинтересованностью относятся ко всем замечаниям и предложениям своих европейских партнеров. Если требуется, оперативно вносят изменения, улучшения.

- Продукция является конкурентоспособной только в том случае, если она оригинальна, - замечает Олег Антоненко. - Постоянно нужно генерировать новые идеи, создавать новые конструкции. Но иначе нельзя. Вместе с тем не могу не отметить, что росту наших продаж в Европу способствовало Соглашение между Украиной и ЕС о нулевой таможенной ставке для наших продуктов и комплектующих.

К сожалению, отмечают в компании, в Украине отсутствуют масштабные государственные программы поддержки бизнеса. Например, в Турции, если местные предприниматели хотят участвовать в международных выставках, государство компенсирует им 50 % затрат за счет налога на прибыль. Также серьезной проблемой является отсутствие межгосударственных отношений со многими странами, куда реально можно было бы поставлять продукцию.

Правда, в последнее время в этом вопросе наметились подвижки. Так, при Одесской областной государственной администрации создается Центр поддержки экспорта, задача которого - предоставление комплексной помощи местным производителям при выходе на внешние глобальные рынки. Специалисты Центра смогут проверить соответствие товара стандартам выбранной страны сбыта, проконсультировать по необходимой документации и сертификации и проч.

Наши предприятия и компании также могут воспользоваться кредитной линией EU4Business-ЕБРР - совместной инициативы Европейского банка реконструкции и развития и Европейского Союза. Участники этой программы могут получить кредит для реализации конкретного проекта под сравнительно невысокие проценты.

Как рассказала директор департамента инвестиций, международного и межрегионального сотрудничества облгосадминистрации Евгения Волынец, участниками программы могут стать предприятия с количеством работников до 250 человек и с годовым оборотом до 50 миллионов евро; предприниматели, местом регистрации и основным местом проведения хозяйственной деятельности которых является Украина, а также те, в которых не менее 51 % уставного капитала находится в частной собственности. Эта кредитная линия открывает для наших компаний новые возможности: их продукция, доведенная до соответствия стандартам ЕС, станет более конкурентоспособной на европейских и мировых рынках.

СУМСКОЙ ВАРИАНТ ГОЛЛАНДСКОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ

Насколько важна поддержка Европейского Банка Реконструкции и Развития, можно судить по опыту Сумского ООО "Керамейя", которое производит клинкерный кирпич.

Это предприятие появилось в 2006 году на месте бывшего завода. Инициатор его создания Иван Телющенко, ныне генеральный директор ООО, имевший, среди прочего, опыт работы на австрийской фирме "Винербергер", решил у себя на родине создать производство клинкерного кирпича, изобретенного голландцами еще в ХIХ веке. Этот кирпич отличается своей прочностью, морозостойкостью и долговечностью, благодаря чему применяется для облицовки фасадов, выкладки лестниц, фигурных подоконников, баллюстрад, парапетов - как долговечный и эстетичный строительный и отделочный материал.

Название было выбрано не случайно; в переводе с древнегреческого "Керамейя" - это искусство изготовления изделий из глины. Уже в апреле 2008 года предприятие выпустило первую партию продукции. Для выхода на полную производственную мощность - 30 миллионов штук кирпича в год - ООО потребовалось всего два месяца, для освоения выпуска клинкера в трех цветовых гаммах: красной, желтой и коричневой - четыре месяца. В большой степени такая скорость была обусловлена тем, что производственные линии ООО "Керамейя" оснащены самым современным оборудованием - французской фирмы "Серiс" и немецких "Handle" и "Lingl". Успеху способствовало и то, что предприятие сумело занять такую рыночную нишу, как производство клинкерной тротуарной брусчатки.

В 2011 году ООО "Керамейя" получило кредит на увеличение производственных мощностей от ЕБРР, что позволило создать вторую линию по производству клинкерного керамического кирпича КлинКерам II. Предприятие успешно прошло сертификацию, что позволило выйти на рынки стран ЕС и других государств.

Во время экскурсии по заводу нам показали его "сердце" - обжиговую печь длиною 212 метров, которая по своим габаритам занимает второе место в Европе. Перед тем, как начать строительство такой печи, местные специалисты подсчитали, что для ее запуска нужны огромные объемы газа, а это грозило высокой себестоимостью производства. Но инженеры завода предложили более энергоэффективный вариант; по договору с компанией "Техно-био-энерго-сервис" (г. Ромны) печь работает на биотопливе.

- Мы перенимаем опыт стран ЕС, - рассказывает руководитель "Техно-био-энерго-сервис" Сергей Демченко, - внедряем европейские технологии в украинское производство. Это комплексы, которые работают на биомассе, твердотопливные котлы.

Важно подчеркнуть, что до появления ООО "Керамейя" в нашей стране не было альтернативы импортному клинкеру из Польши и Германии. А сегодня украинский клинкер не уступает европейскому; кирпич изготавливается из экологически чистого материала, без применения химических красителей, а гарантия на клинкер "Керамейи" предоставляется на 100 лет с момента введения объекта в эксплуатацию. Так что продукция сумского предприятия не только вытеснила импортную с отечественного рынка, но и вышла на рынки Польши, Литвы, Германии, Беларуси, Монголии и других стран. Сейчас на экспорт отправляется более 30 % продукции ООО "Карамейя" - и это не предел.

- К нам регулярно приезжают перенимать опыт, в том числе и в плане сотрудничества со странами Евросоюза, - рассказывает гендиректор ООО Иван Телющенко. - Мы не скрываем никаких "секретов", ибо важно, чтобы в нашей стране действовало все больше предприятий, производящих продукцию европейского качества. Тем, кто к этому стремится, мы всегда поможем и подскажем.

А что касается программы "EU4Business", то сумчане готовы продолжить сотрудничество, благо "в загашнике" у них есть немало новых идей и проектов.

ОРИЕНТИР - ЕВРОСОЮЗ

Несмотря на понятные сложности и проблемы, все большее количество украинских промпредприятий и компаний постепенно проводят переориентацию своей продукции на рынки ЕС.

В Одессе, помимо уже знакомой читателям компании "Айсберг", экспорт в страны Европейского Союза осуществляют еще ряд производителей промышленной продукции.

Продукция ОАО "Одескабель" экспортируется в Германию, Италию, Испанию, Чехию, Словакию, Польшу и другие страны ЕС.

Таким же успехом пользуются шариковые винтовые передачи ООО "Микрон"; их продают в Бельгию, Великобританию, Венгрию, Словению, Хорватию, Эстонию.

ПО "Стальканат Силур" - экспортирует стальную проволоку, фибру и прядь в Германию, Польшу, Литву, Италию и Нидерланды.

ООО "Сан Тех Рай" экспортирует радиаторы в Польшу...

Прочные позиции в ряде стран ЕС завоевала и продукция сумских предприятий.

"Товарищество реализации инженерных задач" поставляет подшипники в Польшу и Эстонию.

В Литве, Австрии и Хорватии пользуется успехом насосное оборудование широкого профиля, которое выпускает Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного и энергетического насосостроения.

Сумской машиностроительный завод экспортирует насосы в Сербию и Румынию.

Теплообменники ООО "Промтрансэнерго" закупает Литва.

Центробежные и винтовые насосы - продукцию ЧП "Сумы-Промышленные услуги" - используют в Финляндии и Германии...

Удельный вес таких предприятий в общем объеме экспорта пока невелик, но тенденция ощутима.

А что касается обещанных в заголовке "секретов" успешного экспорта, то они вытекают из описанных выше примеров: предлагать партнерам новое, лучшее, уникальное.

Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК,
Наталья КРАВЧУК.

Одесса - Сумы - Одесса.