Номер 26 (1419), 3.08.2018

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ:
ПЕРЕМЕНЫ ИЛИ СЛОВА НА БУМАГЕ?

Реформа школьного образования, которая два года тщательно разрабатывалась Верховной Радой Украины, вступит в силу уже первого сентября 2018 года.

Закон "Об образовании" был принят еще 5 сентября прошлого года, так что был целый год для выяснения всех нюансов финансирования и новых правил обучения. В новый закон вошли более чем 18 пунктов изменения учебного процесса и управления учебными заведениями.

Украина движется в сторону европейских стандартов обучения, но готовы ли учителя да и сами ученики к грядущим изменениям? И еще более важный вопрос: готово ли само украинское государство обеспечить реализацию каждого прописанного в законе пункта, чтобы школы в конечном итоге смогли предоставлять достойный уровень образования? А ведь именно материальные вопросы играют большую роль в реформировании.

Если подсчитать расходы на внедрение реформы, то сумма превысит 100 миллиардов гривен. Таких денег в бюджете страны нет. Ожидается, что всё будет обеспечиваться постепенно.

Сама реформа включает в себя логичные предложения, которые могут сделать учебу в школе не только комфортной, но и интересной как для учителей, так и для учеников. Но что думают сами учителя по поводу изменений, какие нововведения больше всего беспокоят родителей и знают ли сами школьники, что им приготовил новый закон об образовании? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в личном общении.


ЧЕГО ОЖИДАТЬ ШКОЛЬНИКАМ

Самый большой удар получат в этом году первоклассники - именно они станут испытателями 12-летней школы. Строго говоря, это не новость: такой эксперимент в Украине уже проводился - без особого успеха. Многие родители недовольны этим нововведением, так как до конца не понимают сути изменения. 12 лет - это не дополнительный год "мучения", а возможность получить среднее профессиональное образование уже по окончании школы.

Те, кто сейчас учатся во втором классе, попадают под прежние 11 лет, то есть первые выпускники 12-летней школы появятся только в 2030 году.

Что же дает такая перемена?

Начальное образование продлится, как и ранее, четыре года, дальше будет пять лет базового среднего обучения, после чего школьники должны будут сдавать итоговые экзамены (ВНО). Экзамены нужны для того, чтобы перейти на следующий этап - в профильную школу. Вот тут-то и ждут самые глобальные изменения. Ученик имеет право определиться, чем он будет заниматься оставшиеся три года учебы: получать среднее специальное образование по будущей профессии (что полностью заменит учёбу в лицее, училище или колледже) или углубленно заниматься только теми предметами, которые пригодятся для дальнейшего обучения в университете. Второй вариант позволяет школьнику получить знания, которые даёт первый курс вуза. В общем, по продолжительности обучение не станет дольше, так как после 12 классов абитуриент будет проходить только три курса бакалавриата в вузе.

Что касается изменений, которые мы сможем наблюдать уже сейчас, - это обеспечение нового учебного пространства. Имеется в виду то, что учителя и ученики могут сами распоряжаться учебным пространством и даже создавать его вне школьного помещения. Также государство собирается обеспечить первоклассников многофункциональной мебелью, которую можно двигать по классу (например, парты выстроить в форме цветочка). Учителя признаются, что государство выделяет средства на это, но в школах понимают, что их недостаточно, поэтому приходится искать спонсоров, просить помощи у родителей.

- Мы сами заинтересованы в том, чтобы наши дети учились в комфортных условиях, - рассказывает Инна, мама будущего первоклассника. - Конечно, обустроить полностью классы новой мебелью и техникой не по нашим финансам, но ждать каких-то больших денег от государства для маленькой районной школы бессмысленно, поэтому приходится делать всё своими силами.

Также планируется заменить бумажные учебники и книги электронными ресурсами, ведь новая школа - это электронная платформа. По поводу этого возникает множество споров, начиная с того, смогут ли все родители обеспечить своего ребёнка планшетом или смартфоном, электронной книгой, заканчивая тем, что и самим учителям удобнее подавать свой предмет старым добрым способом.

Учительница украинского языка и литературы полагает, что если исчезнут книги и учебники, то погибнет целая отрасль - книгопечатание.

- Это страшно! - считает опытный педагог. - Книга должна быть в нашей жизни, в частности в школе. Мне, например, удобнее взять печатное издание в руки, поискать в содержании соответствующий пункт и прочитать. Конечно, сейчас, когда мы двигаемся в сторону научно-технического прогресса, использование электронной техники является неотъемлемым элементом любой работы. И я своим ученикам предлагаю читать произведения двумя способами: либо воспользоваться интернетом, либо взять книгу в библиотеке. Но если использовать планшет вместо учебников, то тут несколько но: не все могут купить такой планшет - это во-первых, а во-вторых, это же дети, они неосторожные и могут поломать или разбить свой гаджет. А учебник подклеил - и читай дальше! Кстати, и для зрения книга безопаснее.

Много внимания уделяется инклюзивному образованию. На практике учителя обеспечивают индивидуальное обучение детям с инвалидностью. Обычно это происходит дома у ученика, но теперь если родители и ребёнок пожелают получать образование в классе, то школа должна постараться, чтобы создать им максимально комфортные условия. Опрошенные педагоги уверены в том, что такой подход правильный и школьники должны учиться общаться с детьми с инвалидностью.

Вопрос, по поводу которого было так много шума: на каком языке должны обучаться национальные меньшинства? Решение Верховной Рады Украины остаётся неизменным: дети имеют право получать начальное образование на родном языке. А вот обучение в средней школе будет производиться на государственном языке, так как в дальнейшем это поможет успешно сдать ВНО по украинскому языку.

В школах не будет превалировать зазубривание материала. Новый закон требует от школьников быть компетентными в таких пунктах: свободное владение родным языком и умение общаться на иностранном, математическая, экологическая, природоведческая, информационно-коммуникационная компетенция, инновационность и учёба на протяжении всей жизни.

По поводу этого нововведения размышляет Максим, ученик седьмого класса: "Мне никогда не нравилось заучивать правила, теоремы, параграфы из книг. Я это делаю для того, чтобы ответить на уроке, получить свой балл. В конце месяца на контрольной работе я могу даже и не вспомнить то, что зазубривал. Если от меня будут требовать не просто воспроизведения материала, а его понимания, то я буду только рад".

МОТИВАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Заработная плата учителей должна теперь составлять не менее трёх минимальных зарплат. Нововведение вступит в силу не сразу, на его воплощение может уйти приблизительно 10 лет, поэтому радоваться деньгам пока рано. В этом году ожидается повышение только на 25 %.

Дополнительные деньги также можно получить, пройдя сертификацию.

Что касается обязательного ежегодного повышения квалификации, то теперь учитель имеет право сам выбрать, каким способом он будет это осуществлять - традиционно в институте последипломной переподготовки или при помощи онлайн-курсов. При этом если курсы платные, то государство обещает возмещение потраченных средств.

- Да, теперь мы имеем право свободно выбирать, как именно мы хотим получать новые знания, - говорит Анна Михайловна, учительница биологии. - Решать всё надо совместно на педагогическом совете - каждый может предлагать свой вариант. Мне, например, было бы удобнее заниматься онлайн-тренингами, потому что уезжать на три недели на курсы повышения квалификации не всегда получается. А дома через интернет - это выход из ситуации.

Свобода выбора будет присутствовать и в организации учебного процесса. Учитель имеет право самостоятельно составлять учебный план, корректировать количество часов на изучение той или иной темы - министерство предоставляет только рекомендации.

Остаётся обязательной ежегодная аттестация для учителей, а вот аттестация школ будет проводиться теперь раз в десять лет.

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПОЛУЧИТ БОЛЬШЕ ПРАВ ИЛИ ПРОБЛЕМ?

Сейчас идёт речь об автономизации - школы самостоятельно станут распоряжаться финансовыми ресурсами, но вместе с этим они должны будут выставлять на всеобщее обозрение смету и отчёт о полученных деньгах, то есть соблюдать прозрачность финансового процесса.

Директор школы избирается по итогам специального конкурса, и на своей должности он не имеет права пробыть в одной школе больше, чем две каденции (12 лет).

Очень много споров происходит вокруг территориальной доступности полного общего среднего образования. Речь идёт о создании так называемых опорных школ, которые удобно расположены по отношению к другим населённым пунктам, обеспечены квалифицированными работниками и способны обеспечивать на достойном уровне получение среднего и профильного образования. Начальное образование школьники смогут получить в школах, близких к месту жительства, а для дальнейшего обучения им придется добираться до опорной школы. На школьные автобусы должны выделить деньги из местного бюджета.

Проблему с деньгами решить по силам, но что поделать с погодными условиями? Вместе с тем возникает и проблема: куда деться учителям, потерявшим работу по месту жительства? В Верховной Раде говорят, что таким помогут с трудоустройством.

- Предлагают одно, а на самом деле происходит другое, - жалуется учительница старших классов Ольга Васильевна. - Учителя, которые попали под сокращение, сами ищут себе работу. Дети, которые должны доезжать школьными автобусами до опорной школы, зимой из-за непогоды часто сидят дома.

Создание опорных школ - едва ли не самый большой повод для недовольства родителей школьников, которые живут в небольших городках и сёлах. По результатам опроса, 90 % родителей не готовы к таким переменам и абсолютно против этого пункта реформы.

- Как мама десятиклассника, - говорит Татьяна, - я могу сказать одно: если нашу школу реформируют до уровня I-II ступеней, то своего сына я отправлю учиться к сестре в Одессу, чтобы он не ездил каждый день в соседнее село по нашим дорогам.

- Конечно, изменения в образовании нужны, - размышляет Татьяна Николаевна, учительница младших классов. - Но сначала нужно рассматривать все аспекты реформы - возможности города и села, оборудование школ, подвоз учащихся к опорным школам (у нас большинство дорог в районах находятся в аварийном состоянии) и другие бытовые проблемы. Если смогут обеспечить все, что предусмотрено законом, это будет способствовать повышению качества образования. Но у нас действуют так: сначала - нововведения, а затем - действия. И в конечном счете все ложится на плечи учителей. Задобрить родителей, удержать учеников, чтобы школы не реформировали, раскрасить коридоры по требованиям "Новой украинской школы" и т. п. Хотите работать в школе - молча тратьте свою зарплату или научитесь получать помощь от родителей: вот реальная реформа в школе сегодня.

Сами же школьники мало что знают о грядущих изменениях. Среди опрошенных нами учеников старшей школы о нововведениях имеет представление только каждый шестой.

Елена ДЕНИСЮК.