Номер 22 (1415), 6.07.2018

ЕВРОПЕЙСКИЕ "ОБНОВКИ"
СТОЛЕТНЕГО ВУЗА

Осенью нынешнего года Одесский национальный политехнический университет (ОНПУ) будет отмечать столетний юбилей.

Созданный в короткий период Гетманата, Одесский "политех" быстро выдвинулся в число ведущих технических вузов Украины и по сей день пребывает в подобном качестве. Хотя дается это совсем непросто. В 1990-х годах казалось, что вуз "проваливается"; массовое исчезновение промышленных предприятий привело к резкому падению популярности технических вузов, и даже тем студентам, кто все-таки решил связать свою жизнь с производством, практически негде было пройти практику. Выход был найден в развитии сотрудничества с европейскими университетами. На сегодняшний день в ОНПУ действуют три интернациональных учебно-научных института: украинско-немецкий, украинско-испанский и украинско-польский, а сам вуз входит в состав Европейской Университетской Ассоциации и международной Ассоциации университетов, успешно используя европейские подходы к формированию специалистов - практиков и исследователей.


От "прекрасной идеи" -
до международного признания

Первым, кто оказал поддержку Одесскому "политеху" в движении по европейскому пути, был немецкий благотворительный фонд "Общество развития", выступавший посредником между Федеральным правительством Германии и проживающими в Украине этническими немцами. Но для этого понадобилась идея и двухлетняя работа по ее реализации.

Идея у профессора Владимира Семенюка родилась в результате поисков выхода из драматической ситуации, в которой "политех" оказался в середине 1990-х. В то время в Одессе не было предприятий, где студенты могли бы пройти практику на современном уровне. Взоры руководства вуза обратились в сторону Германии, и не только потому, что эта страна служит образцом технического совершенства. В одесском регионе проживают тысячи потомков немцев-колонистов, активно заселявших наш край в 19-м веке. Идея профессора В. Семенюка и заключалась в том, чтобы дать этим молодым людям возможность получить образование на родном для них языке. Соответствующая докладная записка была подана тогдашнему ректору Валерию Малахову и возвращена автору с резолюцией: "Идея прекрасна. Надо реализовать". На реализацию ушли два года.

- За это время, - рассказывает Владимир Фёдорович, - мы провели большую работу по изучению истории немецкого переселения на территории области, встречались с жителями сёл, где проживают потомки немцев-колонистов, и добились того, что благотворительный фонд "Общество развития" выделил нам грант...

1 сентября 2000 года в ОНПУ открылся Немецкий технический факультет, который принял на учебу 77 человек. Сейчас это Украинско-немецкий учебно-научный институт (УНИ), в котором занимаются 330 студентов.

Отличительная особенность этого института состоит в том, что тут готовят специалистов для работы на украинских и совместных украинско-немецких предприятиях, опираясь при этом на опыт ведущих университетов Германии и Австрии. Занятия ведут как преподаватели ОНПУ, которые владеют немецким языком, так и профессора университетов Германии и Австрии.

Учиться в Украинско-немецком институте могут студенты всех факультетов университета; правда, желающие должны быть готовы к повышенным нагрузкам. Ибо первые три года в первой половине дня студенты изучают предметы по своим специальностям ("машиностроение", "информационные технологии", "электромеханика" и др.), а во второй половине дня - немецкий язык. После окончания второго курса лучшие студенты могут пройти языковую практику в университетах Германии и Австрии, а после третьего - производственную практику на предприятиях тех же стран. Самые же лучшие студенты имеют к тому же возможность обучаться семестр в университетах Германии, причем стипендию (650 евро) платит немецкая сторона.

Партнерами одесского вуза являются университет им. Отто-фон-Герике (Магдебург), Высшие технические школы Аугсбурга и Регенсбурга, Технические университеты Дюссельдорфа, Дрездена, Штутгарта и Вены.

Так более 15 лет длится разнообразное по формам сотрудничество УНИ с Институтом прикладных наук города Аугсбург. Как рассказывали нам студенты, побывавшие на практике в немецком вузе, за две недели пребывания в одном из старейших городов Германии они смогли не только улучшить знания немецкого языка (что ни говорите, а ничто в обучении языку не заменит общения с его носителями!), но и познакомиться с работой крупных, по-современному оснащенных предприятий "Premium Aerotec", "Kuka-Roboter" и "Siemens Fujutsu". Больше всего поразил одесских студентов уровень автоматизации производственного процесса на всех этапах изготовления продукции. Промышленные роботы, сенсорные системы контроля и управления, различные виды конвейеров - это не просто впечатляет, но и стимулирует стремиться поднимать отечественное производство на уровень европейских стандартов.

- Также, - рассказывает директор Украинско-немецкого учебно-научного института ОНПУ, заслуженный деятель науки и техники Украины Владимир Семенюк, - наши студенты проходят практику на заводе ФАМ в Магдебурге, который занимается изготовлением производственных комплексов для горнодобывающей промышленности; на предприятии "Kottenkran" в Кёттене, выпускающем тяжёлые грузоподъёмные краны, дизельном заводе и фирме "Kuka" в Аугсбурге, которая занимается проектированием и изготовлением промышленных роботов, и других предприятиях. Причем студенты могут и самостоятельно найти предприятие для прохождения практики, отправив свое резюме, тем более, что у них практически нет "языкового барьера".

Интересной и полезной для обеих сторон формой сотрудничества является работа над совместными учебно-научными проектами в области машиностроения. В качестве примера можно привести проект "Проектирование лебедки энергосберегающих лифтов", выполненный студентами и преподавателями кафедры подъемно-транспортного и робототехнического оборудования ОНПУ и студентами Аугсбургского Института прикладных наук. О практической значимости этой разработки можно судить по исследованию доктора технических наук Андрея Бойко.

- Более 50 % всей электроэнергии, которая используется при эксплуатации лифтов, потребляет лебедка, - утверждает ученый, - поэтому основное внимание при проектировании современных конструкций лифтов отводится улучшению энергетических конструкций именно лебедок.

Приобретя в результате такого сотрудничества вузов современные знания и навыки, выпускники Института получают украинский диплом бакалавра или магистра установленного образца, а лучшие студенты могут быть рекомендованы для выполнения и защиты дипломного проекта в университетах Германии с получением немецкого диплома. Тем же выпускникам, которые успешно сдали государственный экзамен по немецкому языку, вручается еще и диплом переводчика немецкой технической или экономической литературы в соответствии с выбранным направлением подготовки.

- Наши выпускники, - не без гордости говорит Владимир Семенюк, - трудятся на совместных украинско-немецких предприятиях, на украинских предприятиях, которые используют технику или пользуются продукцией немецких или австрийских фирм. Также их можно встретить на предприятиях тех фирм, которым необходимы специалисты, знающие немецкий разговорный и технический язык.

В прошлом году на базе УНИ была открыта новая специальность "Филология", где проходят курс по образовательной программе "немецкий язык и литература". Ведущая кафедра германских языков и перевода имеет лицензии немецкого TestDAF-института и австрийского лингвистического центра OSD на проведение тестирования по немецкому языку как иностранному. Благотворительный фонд им. Роберта Боша, который считается ведущей организацией в области культурной политики в Центральной и Восточной Европе, ввел кафедру ОНПУ в сеть своей лекторской программы, что гарантирует высокий уровень подготовки будущих филологов и возможность для них найти свое место на европейском рынке труда.

"Двойной диплом" и другие преимущества

Эффективный опыт Украинско-немецкого института вдохновил коллег В. Семенюка на создание аналогичных учебно-научных структур совместно с испанскими и польскими вузами.

Профессор Сергей Гутыря, три года проработавший на Кубе советником Аграрно-индустриального института, а затем, пройдя научные стажировки в Техническом университете Дрездена, Университете Страны Басков и Политехническом университете Валенсии, давно мечтал перенести европейские образовательные наработки на родную почву. Тем более, что в Политехническом университете Валенсии (UPV) он встретил своего одноклассника по 121-й школе Игоря Ткаченко, который является профессором испанского вуза. Идею создания Украинско-испанского учебного центра поддержал ректор ОНПУ Геннадий Оборский и в сентябре 2011 года "политехи" Одессы и Валенсии заключили Договор о стратегическом сотрудничестве. И этот опыт оказался весьма удачным, что позволило пять лет спустя учебному центру стать уже учебно-научным институтом.

Директор Украинско-испанского института (УИИ) Сергей Гутыря подчеркивает, что его детище по сей день является единственным учебно-научным институтом в Украине, которое обеспечивает подготовку на уровнях бакалавра, магистра и кандидата наук (PhD) в тесном сотрудничестве с государственными университетами Испании: Политехническими Валенсии (UPV) и Каталонии (UPC), Университетами Страны Басков (UPV/EHU), Севильи (US), Кордовы (UC) и Кадиса (UCA).

Долгосрочное образовательное, научное и культурное сотрудничество основано на договорах об обмене студентами, аспирантами, преподавателями и научными сотрудниками с получением финансовой поддержки Евросоюза. Так, в 2016-17 гг. в испанских университетах-партнерах прошли "встроенное обучение" (один или два семестра), научную и педагогическую стажировку (от семи до 15 дней) 35 студентов и аспирантов, а также 9 преподавателей ОНПУ. При этом за счет финансовой поддержки Евросоюза, помимо бесплатного обучения, все студенты получали ежемесячно стипендию в размере 800 евро, плюс им компенсировали расходы на проезд в сумме 360 евро.

Таисия Петик, которая училась один семестр в Университете Кадиса (UCA) по специальности "автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии", рассказывала, как приятно поразило ее техническое сопровождение учебного процесса. В Высшей инженерной школе университета все аудитории и лаборатории оборудованы по последнему слову техники, так что студенты учатся работать на новейшем оборудовании и промышленных установках, осваивают современные версии специализированных программных комплексов. А возможность постоянно общаться с носителями языка позволила девушке усовершенствовать свое знание испанского.

Мария Гончарова прошла один семестр "встроенного обучения" в Университете Страны Басков по специальности "социальная работа".

- Европейские стандарты образования и теплый испанский климат - идеальные условия, чтобы овладеть профессией, - утверждает Мария.

А свои знания Мария продолжила совершенствовать в магистратуре университета португальского города Брага.

- Высшее образование европейского качества подтверждается в нашем институте дипломами государственных университетов Украины и Испании, - резюмирует директор УИИ В. Семенюк.

Самый молодой из интернациональных подразделений нашего "политеха" - Украинско-польский учебно-научный институт (УПИ), который возглавляет доктор технических наук Алла Денисова. Он создан лишь в прошлом году, зато имеет наибольшее количество вузов-партнеров - целых 12. Это университеты и высшие школы Люблина, Ополе, Познани, Лодзи, Вроцлава, Катовице и других городов.

- Цели, которые мы ставим перед собой, многообразны, - говорит профессор А. Денисова. - Прежде всего это, конечно, подготовка специалистов и повышение их квалификации с учетом опыта ведущих университетов Польши и других стран ЕС. Среди других задач - организация и координация программ академической мобильности и других образовательных программ, а также научных исследований совместно с польскими университетами-партнерами, фирмами и производственными предприятиями Польши. Помощь в установлении контактов с польскими предприятиями предоставляет Посольство Республики Польша в Украине и Генеральное консульство Республики Польша в Одессе. Мы прекрасно понимаем, что только те выпускники, которые владеют современными технологиями, знают особенности работы европейских компаний и научных учреждений, и, конечно же, владеют иностранными языками, могут рассчитывать на успех на отечественном и европейском рынке труда. К чему и прилагаем все усилия.

Студенты УПИ после того, как получат в ОНПУ диплом бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре польских вузов-партнеров по программе "Двойной диплом". Таким образом, у них есть шанс получить два магистерских диплома - Украины и Польши, что важно, поскольку польский диплом признаётся во всех странах Европы, и не нуждается в дополнительном подтверждении.

Уже сами даты создания (преобразования) учебно-научных институтов ОНПУ демонстрируют, как ускорился в этом вузе процесс "европеизации" системы подготовки специалистов после вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Опыт Одесского национального политехнического университета может служить отличной иллюстрацией того, как на практике реализуются положения Статьи 431 Соглашения об ассоциации, которая гласит, что "Стороны прилагают усилия для активизации сотрудничества в области высшего образования, в частности, с целью:

a) реформирования и модернизации систем высшего образования;

b) содействие сближению в сфере высшего образования, которое происходит в рамках Болонского процесса;

c) повышение качества и релевантности высшего образования;

d) углубление сотрудничества между высшими учебными заведениями;

e) расширение возможностей высших учебных заведений;

f) активизации мобильности студентов и преподавателей...".

Активное сотрудничество с коллегами из стран ЕС позволяют вузу со столетней историей выглядеть молодо и успешно конкурировать на рынке знаний.

Александр ГАЛЯС.