Номер 6 (1152), 15.02.2013

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

С 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины № 5881-VI "Об экстренной медпомощи". Согласно этому Закону в каждом регионе Украины создается единая система организации и обеспечения предоставления населению экстренной (скорой) медпомощи.

При этом централизация управления и финансирование системы переходят в создаваемые региональные (областные) центры экстренной медпомощи и медицины катастроф (ЦМЭП и МК).

Предполагается, что Закон и его практическая реализация обеспечат адаптацию украинского законодательства и отечественной медицины к европейским стандартам в сфере предоставления экстренной (скорой) медпомощи.

Как показывают реалии, отечественное здравоохранение, медицинские работники и население страны к практической реализации закона не готовы, о чем свидетельствуют многочисленные отклики в средствах массовой информации и на сайтах - форумах медицинских изданий.

Учитывая экономическое, социально-политическое положение в стране, финансовое, материально-техническое и кадровое состояние системы здравоохранения, опыт пилотных регионов в проведении реформы напрашивается вывод, что к такому серьезному реформированию система не готова.

Мы предлагаем, учитывая опыт Литвы, США, реформу проводить поэтапно по годам:

1. 2013 год - создание и организация круглосуточных бригад неотложной медпомощи при поликлиниках, подготовка кадров - участковых врачей и семейной медицины к работе по специальности "Медицина неотложных состояний", начало обновления парка санитарного транспорта станции скорой медицинской помощи, приведение в порядок нумерации домов в населенных пунктах, освобождение междомовых и квартальных проездов от самовольно установленных заграждений, выделение отдельных полос движения на магистралях для спецтранспорта и усиление контроля ГАИ за беспрепятственным проездом санитарного транспорта.

2. 2014 год - оборудование современных приемных отделений многопрофильных стационаров, укомплектование их кадрами, диагностической аппаратурой, подготовленных к приему большого количества больных и пострадавших, создание на территории региона единого диспетчерского центра по приему вызовов от населения и оперативных служб.

3. 2014-2015 годы - завершение строительства в областных центрах специализированных больниц скорой медицинской помощи (на сегодняшний день их всего 14), завершение обновления всего парка экстренной медицинской помощи санитарным транспортом общегосударственного образца A, B, C, оборудованного портативной табельной аппаратурой. Законодательное финансовое обеспечение социальной защиты медицинских работников экстренной медицины, доукомплектование службы врачебными кадрами и младшим медицинским персоналом, введение в обязательный перечень службы экстренной медицины 40 безальтернативных медицинских препаратов экстренной помощи.

4. 2015 год - введение в структуру ЦМЭП и МК станций скорой медицинской помощи на правах отдельных юридических лиц, доукомплектование количества бригад ЭМП до нормативных показателей.

За весь этот 3-летний период проводить через средства массовой информации разъяснительную работу по изменению ментальности населения к проводимой реформе и ее результатах.

Коллектив сотрудников ОГС СМП
(подписи прилагаются).