Номер 51 (1047), 30.12.2010

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАРНАВАЛ

Так именуется большая новогодняя цирковая программа, представляемая ныне артистами стран СНГ в Одесском государственном цирке. Название объединило христианский праздник рождения Христа и народные празднества, первоначально появившиеся в Италии в XIII веке.

Как и полагается, открыл праздник рождественский дед (Дед Мороз), в отличие от зарубежного Санта-Клауса, прибывающего на лапландской оленьей упряжке, он выехал на арену на породистом вороном жеребце, но в традиционном облачении. (Почему-то принято считать, что загадочная Лапландия охватывает только северные области Швеции, Норвегии и Финляндии. Между тем это совсем недавно была и наша земля - запад Кольского полуострова).

После приветствия и поздравления он (Андрей Спектор) и Снегурочка (мини-мисс Украина, мини-мисс Мира 2010 г. Елена Механошина) под мелодию "В лесу родилась елочка" зажигают огни на елке. В церемонии участвовали лауреат международных фестивалей, обладатель кубка Украины шоу-балет "Авансцена" под руководством заслуженного артиста Украины Владимира Борисова и клоунский дуэт "Улыбка" (заслуженные артисты Украины Ольга и Олег Главацкие).

Открывает программу воздушная гимнастка на ремнях Диана Вербицкая, сумевшая обогатить и без того сложную комбинацию упражнений (на высоте без страховки) новыми, зрелищными элементами.

Художник, пишущий флуоресцентными красками. Это жонглер- акробат Владимир Ващенко. Он достает краски из палитры, и они превращаются в светящиеся мячики, меняющие цвет. Не прекращая жонглирования шариками, Владимир еще ухитряется совершать различные перевороты.

А Андрей Спектор уже не Дед Мороз на коне. Он с Ольгой Спектор показывает дрессированных пони. Номер называется "Ирландская сага" (Ирландия является родиной этих маленьких лошадок). Пять мини-коней разной масти послушно выполняют указания наставников. Почему акцентирую внимание на цвете шерсти животных? Еще с давних времен (и это подтверждается наукой) установлено, что между мастью и биологическими свойствами лошади существует определенная связь.


Между прочим, цирк родился на конном манеже. Традиции старого конного цирка живут и в современных зданиях. Например, диаметр арены (13 метров) не случаен. Существует легенда, что эта величина определялась длиной бича-шамберьера, который держал в руках шталмейстер - главный распорядитель - и оглушительно им хлопал, когда на арене кони. Мало того, цирк обязан конным номерам своим названием. Знаменитый А. Франкони в 1807 году открывает собственный конный театр, но Наполеон запрещает зрелищные мероприятия, кроме нескольких привилегированных, называть театрами. И тогда Франкони называет здание цирком.

Еще в одном номере Андрея и Ольги Спектор именно шамберьеру отведена, можно сказать, главенствующая роль. Номер называется "Зорро", игра с хлыстами". В основу положен сюжет знаменитых фильмов "Знак Зорро" (американские 1920-е, 1940-е и итальянский 1951-й). Звучат клинки шпаг, таинственный Зорро (на коне, в черном плаще, шляпе с широкими полями и маске) сбивает бичом пламя свечей с канделябров. Последние даже с завязанными глазами.

Шоу веселых собачек показали дрессировщики Алла и Андрей Угриновичи. Семерка белых королевских пуделей то сидит на тумбах, то перепрыгивает один через другого, а то и через двух сразу. Покидают арену они гуськом. Самый маленький среди них черный шотландский терьер - подносит дрессировщице букет.

Медведицу в белой пачке вывел на манеж Юрий Дробот. Она ловит кольца, надевает их на шею, катается на самокате и поднятой лапой приветствует зрителей.

На арене - любимица публики шимпанзе Джан. Самая интеллектуальная из человекообразных выглядит весьма респектабельно: черные брюки, белая манишка под черной жилеткой. Обезьяна степенно ходит по барьеру, взяв за руку дрессировщика Юрия Главацкого, легко взлетает на стол, кувыркается, выполняет сальто-мортале. И, должно быть, от избытка чувств целует дрессировщика прямо в губы.

Целое представление продемонстрировали акробаты-прыгуны на батуте под руководством лауреата всемирных фестивалей артистов цирка Евгения Захарова. Номер называется "Диканька". В нем участвуют герои гоголевской "Ночи перед Рождеством". Тут и черт, укравший месяц, и великолепная Солоха, прячущая в мешки своих гостей (дьяка и др.), и кузнец Вакула. Сложнейшие высокие прыжки, перевороты, различные сальто показали участники костюмированного выступления. Завершается все водворением месяца на место.

Клоуны переносят зрителей в прошлые века, когда поначалу разъезжали на велосипедах с очень большим передним (цепей не было, педали прямо на оси) и очень маленьким задним колесиком. Показали и трансформацию велосипеда. Езда началась вроде бы на обычном двухколесном. Потом от него постепенно отваливаются заднее колесо, рама, сиденье, движение продолжилось на моноцикле. Возможно ли покататься на велосипеде длиной этак в сантиметров 25? Однако на таком лилипуте клоун прокатился, крутя миниатюрные педали.

Выступление "Эквилибристы на першах" (руководитель Андрей Щекин) прямо таки "привязано" к нашему городу. Персонажи, естественно, одесские - один герой в тельняшке, другой в кепке, небрежно наброшенном пиджаке, девушка в матроске. Крепкие парни попеременно удерживают на длинных шестах свою подругу. Когда девушка находится к першу перпендикулярно, тот выгибается дугой, а когда вверху оказываются двое, то можно только представить, как сложно держащему перш на плече справиться с нагрузкой и сохранять равновесие. Все выступление сопровождается мотивами песен про одессита Мишку, рыбачку Соню... "Балалайка" звучит на идиш...

Завершает программу балет (мужчины в белых костюмах и цилиндрах, девушки в прозрачных платьях с белыми опушками, головные уборы украшены плюмажами). Звучат предпраздничные пожелания. Падает снег...

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.