Номер 50 (846), 22.12.2006

ПОЧЕМУ ФОТОГРАФИЯ?

То, что всяк кулик свое болото хвалит, факт известный. Как и то, что в любом, даже в самом, казалось бы, малоинтересном деле, всегда можно найти нечто, доставляющее удовольствие.

И тем не менее, когда твоей профессией, твоим ежедневным делом, за которое ты получаешь зарплату, является то, что для других есть отдых и развлечение, то и твое собственное самоощущение и отношение к тебе окружающих будет особым. Для одних твоя профессия будет предметом зависти, а для других – поводом недоумевать, и за что тебе только деньги платят?

Ведь коль фотографировать могут все, взявшие в руки фотоаппарат, а для оценки качества снимка, как и для оценки любого другого вида художественного творчества, нужно обладать хотя бы элементарным эстетическим чувством, присущим отнюдь не всем, то зачастую за искусство фотографа склонны принимать умение нажимать на кнопку затвора фотоаппарата. И в силу этого, из-за кажущейся внешней простоты – навел, да щелкнул – и привлекательности работы, в частности в СМИ, где постоянное нахождение в центре разнообразных событий, рядом с начальственными и известными людьми, придает дополнительную заманчивость этой профессии, фотографирующих становится все больше, а хороших снимков все также мало.

Для объяснения как этого феномена, так и того, почему всегда можно отличить снимок, сделанный профессионалом, от снимка, сделанного любителем, следует слегка углубиться в физиологию человека и напомнить, что, в отличие от расхожего мнения, видим мы не глазами, а мозгом. Наши же глаза являются не более чем передатчиками света, который нашим мозгом трансформируется в понятные нам образы называемые зрением.

При этом надо иметь в виду, что мы видим отнюдь не всегда то, что нам показывают. Это подтвердил один остроумный эксперимент, проведенный в США.

Его участникам, состоящим из группы американцев и группы мексиканцев, были показаны на первый взгляд одинаковые стереопары, которые, как известно, формируют объемное изображения благодаря тому, что два снимка одного и того же пейзажа или предмета сделаны с небольшим смещением относительно друг друга.

Подвох состоял в том, что одинаковыми в показанных участникам эксперимента стереоизображениях были только контуры сфотографированной сцены, а реально на одном кадре стереоизображения был эпизод боя быков, а на другом – эпизод игры в американский футбол. Результат этого эксперимента превзошел все ожидания.

Во-первых, никто из занятых в эксперименте не заметил разницы в снимках. А во-вторых, все американцы увидели стереоизображение момента игры в американский футбол, а мексиканцы, наоборот, боя быков, т.е. именно того, что им было привычно увидеть с точки зрения их культуры.

Зная избирательную особенность нашего зрения, фотограф-профессионал фотографирует так, чтобы то, что он хочет показать зрителям, было главным в снимке, и глаз передал мозгу именно то изображение, что было задумано автором.

У фотографа-непрофессионала в кадре обычно присутствует масса ненужного пространства и предметов, не имеющих никакого отношения к тому, что именно он хотел показать своим снимком. И потому зачастую приходится только догадываться, что же именно было главным объектом съемки. При этом автор такого снимка искренне недоумевает, почему никто, кроме него, не догадывается об этом.

Четко рассчитать, а иногда интуитивно почувствовать то главное, что должно оказаться в кадре, чтобы вызвать ту эмоцию, на которую вы рассчитываете, именно в этом и заключается профессионализм и талант фотографа. В какой-то степени искусство фотографии можно сравнить с искусством скульптора, которое полушуточно трактуют, как умение взять кусок мрамора и отсечь все лишнее.

Точно также и фотограф-профессионал должен уметь отсечь все лишнее в происходящем событии или снимаемом объекте.

(Продолжение следует.)

Олег ВЛАДИМИРСКИЙ.

Фото автора.