Номер 32 (828), 18.08.2006

ГАСТРОЛЬНАЯ ОДЕССА

СФЕРА, ВПИСАННАЯ В КУБ

После 18-летнего перерыва в Одессу приехал на гастроли Московский драматическим театр "СФЕРА". Театр необычный – его концепция в формулировке создателя театра народной артистки России Екатерины ЕЛАНСКОЙ звучит так: "Мы отвергаем принцип театра-куба со снятой стенкой и подглядыванием – мы утверждаем принцип сферы общения".

И действительно, московский зал театра, архитектурно представляет собой окружающий сцену амфитеатр, что дает актерам возможность поддерживать живой контакт со зрителем, вызывая и ощущая живой отклик публики. Зал, естественно небольшой, в зависимости от сенографического решения постановки он вмещает от 150 до 300 зрителей. Есть в этом некая интимность, доверительность, которая невозможна, когда актеров и зрителей разделяет рампа.

В Одессу театр привез четыре спектакля: "Публике смотреть воспрещается" Ж. Марсана, "Троил и Крессида" В. Шекспира, "Лолита" В. Набокова, Э. Олби, "Дон Жуан" Г. Фигейреду.

В моей беседе с Екатериной Ильиничной Еланской речь шла об одесской публике.

— Удовлетворены ли вы восприятием одесситами ваших спектаклей?

— Я считаю, что публика очень живо реагирует на происходящее. Я даже видела слезы на глазах у некоторых.

— Но вмешиваться в действие, подавать реплики публика не решается. Ее сочувствие пассивно.

— Конечно, когда в зале 200 человек, контакт возникает более тесный, чем тогда, когда работаешь в зале Одесского русского театра на 700 мест.

— Я понимаю, что с геометрической точки зрения сферу можно выписать в куб или описать вокруг куба, можно ее вписать и в переносном смысле. Но ведь другая форма сцены требует другого сценографического решения, других мизансцен.

— Эти задачи приходится решать в каждом случае по другому. Зал одесского театра очень сложен.

(N.B. Часть зрителей сидит на сцене, а актеры работают как на сцене, так и на вынесенном в зал помосте и в самом зале – Е.К.)

Что касается мизансцен, то тут актерам приходится, конечно, не легко. Ноги по привычке несут, скажем, вправо, а в данных условиях нужно уходить в другую сторону. Я уже подумываю о том, чтобы арендовать хотя бы на несколько дней в неделю помещение соседствующего с нами театра, чтобы спектакли шли и в нашем старом помещении, и в помещении, по конструкции приближенном к тем условиям, в которых актерам приходится работать на гастролях.

— Екатерина Ильинична, вы воплотили в жизнь идеи Всеволода Мейерхольда. Как отнеслись бы к такой концепции театра ваши родители – великая МХАТовская актриса Клавдия Николаевна Еланская и выдающийся режиссер Илья Яковлевич Судаков?

— Хорошо бы отнеслись. Они любили все новое, интересное. Мама еще до создания театра "Сферы" успела посмотреть мой спектакль "Почта на Юг" по Сент-Экзюпери. Я его поставила в концертном зале имени Чайковского, объединив амфитеатр зрительного зала и сцену в большую полусферу. Мама была в восторге.

— Вы больше объясняете актерам или показываете?

— И то, и другое. Режиссер должен суметь показать актеру. Мне приходилось и заменять актеров на сцене в случае их болезни. Я ведь получила актерское образование в Школе-студии Немировича-Данченко при МХАТе.

— Георгий Александрович Товстоногов как-то сказал, что актерская профессия несовместима с режиссерской. Согласны ли вы с ним? Почему вы ушли из актерской профессии?

— Я ушла в режиссуру, когда перессорилась со всеми режиссерами. Я считала, что могу поставить спектакль лучше их.

— А вот Татьяна Доронина сказала, что она занимается режиссурой, когда у нее нет ролей, чтобы не "простаивать".

— Мы с ней разные люди.

— Как вы относитесь к театральной реформе в России? Чтобы государство дотировало только те спектакли, которые будут госзаказом?

— Это придумали кабинетчики, которые ничего не смыслят в театре. Лужков выступил против такого диктата.

— У вас в театре работают такие корифеи, как Римма Быкова, Александр Парра, такой популярнейший благодаря кино актер, как Анатолий Смиранин, и много молодежи. С кем проще и интересней работать?

— И с теми, и с другими работать интересно. Молодежь – она ведь тоже разная. Набирая молодых, я в первую очередь смотрю, чтобы была индивидуальность. Я им сразу даю главные роли, я не считаю, что молодой актер должен состариться в ожидании хороших ролей.

— Вы охотно отпускаете актеров сниматься в сериалах и участвовать в антрепризах?

— Антрепризы я вообще не признаю. Это халтура. А в кино отпускаю. Это и заработок, и актерский тренинг.

— Что бы вы пожелали одесскому зрителю?

— Быть таким же доброжелательным... И хороших театров на гастролях...

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: Екатерина Ильинична Еланская.