Номер 34 (727), 27.08.2004

ПО СОСЕДСКИ В ГОСТИ НА ГОД

Год Польши в Украине (с марта 2004 по март 2005) – это целая серия различных проектов (более 60-ти): политических, хозяйственных, экономических, туристических, музыкальных, театральных, художественных, кинематографических...

В Одессе польские джазисты открывали постоянные вечера джазовой музыки во Дворце культуры моряков и, безусловно, будут участвовать в ежегодном джазовом карнавале в сентябре.

Для одесситов (и не только) будет играть польский ансамбль им. Моцарта, а в сентябре пройдет фестиваль польских фильмов, на котором будут представлены ленты Анджея Вайды, Юлиуса Махульского, Новое польское кино.

Мы писали о выставке удивительного польского скульптора Станислава Хорно-Поплавского. И вот еще одна выставка – экспозиция графики Ричарда СТРИЕЦА. Изумительно тонкая, изящная, воздушная, но отнюдь не безтелесная графика Стриеца замечательно разместилась среди мощных работ Поплавского. Изящество и мощь – одно подчеркивает другое. Совместить обе выставки – прекрасная идея руководства Одесского художественного музея и представителей Сопотской государственной галереи искусств. (Напоминаю, что выставка скульптур Хорно-Поплавского из коллекции той же галереи в Сопоте, а с Сопотом у Одессы налажены прочные творческие контакты).

Ричард Стриец (1932-1997) родился на Виленщине (территория нынешней Литвы). Много лет жил и работал в Гданьске. Средневековье оказало на его работы огромное влияние. Условность и фантазия, персонификация животных и гимн человеческому, женскому телу – все это есть в работах польского графика. К сожалению, на выставке не смогла найти отражения книжная графика Стриеца, хотя рука книжного графика, мастера миниатюры видна и в больших работах художника.

А 1 августа на сцене Одесского русского драматического театра прошел спектакль театра "ВЫБЖЕЖЕ" ("Побережье") из Гданьска "ПРЕПАРАТЫ".

"Выбжеже" – театр с репутацией новатора. В сфере интересов театра как современная драматургия, так и новаторское прочтение классики (например, "Гамлета" труппа играет на заброшенной верфи, в качестве сценических площадок может использовать и 4 квартиры, в которых играются 4 небольшие пьески, а автобус перевозит зрителей из одной квартиры в другую).

"Препараты" написаны и поставлены драматургом и режиссером театра "Выбжеже" Ингмаром ВИЛЬКИСТОМ (псевдоним историка и искусствоведа вместе с именем сменившего свою профессию). В "Препаратах" также, как в ряде других пьес Вилькиста, зрители встречаются с АНАЭРОБАМИ (так называются организмы, способные жить, развиваться и размножаться в среде, лишенной кислорода). Анаэробы Вилькиста лишены кислорода любви, веры, доброты, надежды... Жизнь для них не эмоции, а то, что происходит в литературе, в кино. Они не озвучивают свои мысли и чувства, а цитируют Гоголя, Достоевского иностранный разговорник... О себе анаэробы (или препараты) говорят: "Мы рождаемся там, где ненависть высасывает этот кислород (любовь, веру, минуту спокойствия, надежду – Е.К.)".

Как пишет польский критик Роман Поплавски: "Эта пьеса пустила под откос поезд, называемый современным театром". "Это история живых существ, заболевших на хронический недостаток жизни".

На вопрос, кем являются "Препараты", И. Вилькист ответил, что это люди, глубоко обиженные в своем персональном или общественном прошлом. Однако они изо всех сил стараются существовать, хотя не чувствуют основных для человека понятий: любви, свободы, нежности.

Елена КОЛТУНОВА.